Этнокультурная поляризация кадрового состава органов власти и выбор модели государственного управления (на примере юго-западных штатов США)

Этнокультурная поляризация кадрового состава органов власти и выбор модели государственного управления (на примере юго-западных штатов США)

Авторы

  • Минат Валерий Николаевич

Ключевые слова:

Государственное управление, этнокультурная неоднородность, этнокультурная поляризация, модели государственного управления, промежуточные институты государственного управления, этническое квотирование, турбулентность, неопределенность, этнополитическая стабильность, юго-западные штаты США.

Аннотация

Цель статьи заключается в выявлении влияния этнокультурной структуры кадрового состава органов власти юго-западных штатов США на выбор модели государственного управления, отвечающей необходимости решения проблем, связанных с поляризацией населения «примексиканской» территории страны. Актуальность исследования заключается в необходимости преодоления негативных последствий, вызванных активизацией процессов этнокультурной турбулентности и неопределенности за последние сорок лет. Поставленная в работе проблема модельного изменения системы государственного управления в юго-западных штатах США сопряжена с необходимостью достижения этнополитической стабильности. Последняя характеризуется преодолением негативных воздействий поляризованного социума, снижением турбулентного проявления конфликтных ситуаций в системе государственного управления и способностью последнего улучшать свойства и качество субъектов управления и управляемых объектов, идентифицирующих себя в качестве разных социокультурных и этнокультурных групп населения юго-западных штатов США. С использованием индексного метода, на основе данных Бюро трудовой статистики США и Национальной Ассоциации институтов государственной службы США показана динамика этнокультурной поляризации, затронувшая три ветви власти штатов Калифорния, Аризона, Нью-Мексико и Техас. С опорой на необходимый теоретический материал проведено сравнение характеристик моделей государственного управления, потенциально отвечающих требованиям решения проблем турбулентности и неопределенности, достижения этнополитической стабильности для каждого из названных штатов региона. Наиболее значимые результаты исследования, опирающиеся на использование институционального анализа сложившейся и рекомендуемой модели государственного управления исследуемых штатов, отражают резкое увеличение доли испаноязычной этнокультурной группы («хиспаник/ латинос») в органах государственного управления за последние сорок лет. Указанная группа, сравниваемая прежде всего с группой белых европейского происхождения, к 2021 г. доминирует в кадровом составе исполнительной власти в сфере организационных структур межведомственной координации, отвечающих за согласование в системе «федеральный центр — власть штата — местное управление». В этих условиях представляется необходимым использование новых концептуальных моделей государственного управления — сетевой и робастной, отражающих этнокультурную специфику кадрового потенциала органов власти юго-западных штатов США. Представляется, что институционально-структурная характеристика как сетевой модели, ориентированной на закрепление разных культурных ценностей посредством общественного договора, так и модели робастного управления, характеризующейся адаптивностью и системностью политического управления, найдут практическое применение в опоре на развитие новых целевых промежуточных институтов государственного управления. В большинстве штатов Юго-Запада США роль промежуточных институтов может быть отведена уже формирующейся системе всевозможных советов межведомственной и административной координации, которые демонстрируют оптимальное сочетание кадрового состава представительных и исполнительных органов региональной власти, формируемых по принципу этнического квотирования.

Биография автора

Минат Валерий Николаевич

Кандидат географических наук, доцент
Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, Рязань, РФ
SPIN-код РИНЦ: 2844-5748
ORCID: 0000-0002-8787-4274
minat.valera@yandex.ru

Библиографические ссылки

Анохин А.А., Кузин В.Ю. Трансформация современной методологии и трендов исследования поляризации // Известия РГО. 2021. Т. 153. № 5. С. 3–20. DOI: 10.31857/S0869607121050025

Аузан А.А. Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. М.: АСТ, 2022.

Буфетова А.Н., Коломак Е.А. Национальная неоднородность в регионах России: оценка, изменение, влияние на экономическое развитие // Вопросы экономики. 2021. № 1. С. 120–142. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-1-120-142

Володин А.А. США: Экономика и местные органы власти. М.: Наука, 1984.

Геевский И.А., Червонная С.А. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США. М.: Наука, 1985.

Гирфанова А.Р. Этнический лоббизм в России и США: правовые, политические и культурные особенности осуществления деятельности // Nauka.me. 2019. № 4. DOI: 10.18254/S241328880007912-7

Глигич-Золотарева М.В. На пороге новой регионализации // Федерализм. 2021. № 1(101). C. 165–186. DOI: 10.21686/2073-1051-2021-1-165-186

Горгола Е.В. Трансформация общества постмодерна как источник стремления США к мировому господству (опыт институционального анализа) // Теоретическая экономика. 2015. № 5(29). С. 37–53.

Григорьев Л.М., Григорьева Н.Л. США: экономика и социальная структура перед сменой эпох // Вопросы экономики. 2021. № 1. С. 98–119. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-1-98-119

Дискин И.Е. Нация и легитимность // Общественные науки и современность. 2021. № 4. С. 132–145. DOI: 10.31857/S086904990016459-6

Карасев Д.Ю. Теория политического дрейфа: политический обструкционизм как механизм сжатия социального государства в США // Полис. Политические исследования. 2022. № 3. С. 141–156. DOI: 10.17976/jpps/2022.03.11

Комиссаров А.Г. Меритократический принцип отбора управленческих кадров: исторический аспект и современное применение // Вопросы экономики. 2023. № 1. С. 45–58. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-1-45-58

Кудеярова Н.Ю. Политизация пограничной проблемы: США и Мексика в региональной миграционной системе // США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 11. С. 55–70. DOI: 10.31857/S032120680007286-8

Купряшин Г.Л., Дробышева Е.С., Стародубцев А.С. Латентное в публичном: изъяны регулирования лоббизма в США // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 96. С. 104–123. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-96-104-123

Купряшин Г.Л. Политико-административные способности государственного управления в условиях турбулентности и неопределенности // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 97. С. 174–189. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-97-174-189

Лапшина И.К. Формирование новых региональных центров власти в США и проблема разделенного правления // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2008. № 3. С. 132–137.

Марусенко М.А., Марусенко Н.М. Переписи населения в США и этнорасовый вопрос // США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. Т. 49. № 6. С. 5–21. DOI: 10.31857/S032120680005176-7

Миланович Б. Глобальное неравенство: от классовой принадлежности к стране проживания, от пролетариев к мигрантам // Экономическая политика. 2016. № 1. С. 14–26. DOI: 10.18288/1994-5124-2016-1-02

Минат В.Н. Влияние этнокультурного разнообразия на экономический рост и пространственное развитие трансграничных территорий США // Вестник Челябинского государственного университета. 2022а. № 12(470). С. 55–67. DOI: 10.47475/1994-2796-2022-11207

Минат В.Н. Оценка дифференциации этнодемографического фактора культурной эволюции в США: региональное исследование // Регионалистика. 2022b. Т. 9. № 5. С. 64–87. DOI: 10.14530/reg.2022.5.64

Минат В.Н. Этно-демографическая неоднородность и социально-экономическое развитие юго-западных штатов США // Общественные науки и современность. 2022c. № 5. С. 128–143. DOI: 10.31857/S0869049922050069

Минат В.Н. Реализация социальных программ в условиях нарастающей прекаризации труда: региональные аспекты на примере США // Федерализм. 2023. Т. 28. № 2. С. 139–160. DOI: 10.21686/2073-1051-2023-2-139-160

Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М.: Наука, 1987.

Новикова А.В. Политическое и административно-государственное управление: грани отличия в теории и на практике // Вестник ЗабГУ. 2015. № 3(118). С. 114–119.

Оболонский А.В. Кризис эффективности административно-бюрократического государства и поиски выхода: опыт США (эволюция теории и практики государственного управления в последние десятилетия) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 145–170.

Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. Социальный кризис в контексте государственного управления: концептуально-терминологический анализ // Вопросы управления. 2021. № 3. С. 149–161. DOI: 10.22394/2304-3369-2021-3-149-161

Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности. М.: Социум, 2020.

Петровская Н.Е. Молодежный рынок труда в США // Общественные науки и современность. 2021. № 2. С. 66–78. DOI: 10.31857/S086904990014322-6

Пискунов Д.С., Мерзляков С.Э. Особенности судебной системы США и ее роль в формировании источников права // Закон и право. 2019. № 8. С. 90–93. DOI: 10.24411/2073-3313-2019-10356

Полунов А.Ю. Этнополитическая стабильность, форма правления и территориальное устройство государства: особенности и механизмы взаимосвязи // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 98. С. 114–122. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-98-114-122

Саликов М.С. О влиянии расово-этнического фактора на федеративные отношения в США // Российский юридический журнал. 2015. № 4(103). С. 9–13.

Станис Д.В., Курылев К.П. Крупный бизнес в высших эшелонах власти США. На примере Д. Трампа // Вестник РУДН. Сер.: Государственное и муниципальное управление. 2020. Т. 7. № 3. С. 226–238. DOI: 10.22363/2312-8313-2020-7-3-226-238

Супян В.Б. Экономика и население США в региональном измерении (зоны ускоренного роста) // США & Канада: экономика, политика, культура. 2023. № 3. С. 5–13. DOI: 10.31857/S268667302303001X

Хахунова А. Развитие практик оценки эффективности управления: мировые тренды и опыт США // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 2. С. 47–57. DOI: 10.20542/0131-2227-2015-2-47-57

Черкасов А.И. Местное управление в США: организация и тенденции развития. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.

Читтам Т. Вторая гражданская война в США. Разрушение Америки? М.: Книжный мир, 2020.

Шрубенко А.Г. Модель государственного управления, основанного на нравственности и социальной справедливости: некоторые аспекты проектирования // Проблемы управления (Минск). 2012. № 1(42). С. 56–65.

Ansell Ch., Sørensen E., Torfing J. Public Administration and Politics Meet Turbulence: The Search for Robust Governance Responses // Public Administration. 2023. Vol. 1. Is. 1. P. 3–22. DOI: 10.1111/padm.12874

Baehler K.J., Biddle J.C. Governance for Adaptive Capacity and Resilience in the U.S. Water Sector // Ecology and Society. 2018. Vol. 23. Is. 4. DOI: 10.5751/ES-10537-230424

Bizikova L., Swanson D., Tyler S., Roy D., Venema H.D. Policy Adaptability in Practice // Policy Design and Practice. 2018. Vol. 1. Is. 1. P. 77–100. DOI: 10.1080/25741292.2018.1436376

Brown C., Holman E., Wichmann S. Automated Classification of the World’s Languages // Language Typology and Universals. 2008. Vol. 61. Is. 4. P. 285–308. DOI: 10.1524/stuf.2008.0026

Brugnach M., Dewulf A., Pahl-Wostl C., Taillieu T. Toward a Relational Concept of Uncertainty: About Knowing Too Little, Knowing Too Differently, and Accepting Not to Know // Ecology and Society. 2008. Vol. 13. Is. 2. URL: http://www.ecologyandsociety.org/vol13/iss2/art30/

Capano G., Toth F. Thinking Outside the Box, Improvisation, and Fast Learning: Designing Policy Robustness to Deal with What Cannot Be Foreseen // Public Administration. 2023. Vol. 101. Is. 1. P. 90–105. DOI: 10.1111/padm.12861

Desmet K., Le Breton M., Weber S. The Stability and Breakup of Nations: A Quantitative Analysis // Journal of Economic Growth. 2011. Vol. 16. P. 183–213. DOI: 10.1007/s10887-011-9068-z

Dewulf A., Biesbroe R. Nine Lives of Uncertainty in Decision-Making: Strategies for Dealing with Uncertainty in Environmental Governance // Policy and Society. 2018. Vol. 37. Is. 4. P. 441–458. DOI: 10.1080/14494035.2018.1504484

Dixon J., Bhuiyan Sh., Üstüner Y. Public Administration in the Middle East and North Africa, International // Journal of Public Administration. 2018. Vol. 41. Is. 10. P. 759–764. DOI: 10.1080/01900692.2018.1433207

Emerson R.M. Power-Dependence Relations // American Sociological Review. 1962. Vol. 27. Is. 1. P. 31–41. DOI: 10.2307/2089716

Esteban J., Ray D. Conflict and Distribution // Journal of Economic Theory. 1999. Vol. 87. Is. 2. P. 379–415. DOI: 10.1006/jeth.1999.2549

Esteban J., Ray D. On the Measurement of Polarization // Econometrica. 1994. Vol. 62. Is. 4. P. 819–851. DOI: 10.2307/2951734

Fearon J. Ethnic and Cultural Diversity by Country // Journal of Economic Growth. 2003. Vol. 8. Is. 2. P. 195–222.

Geng D. Identifying the Unique Polarization Index: A Mean-Preserving Axiomatic Approach // Journal of Public Economic Theory. 2012. Vol. 14. Is. 5. P. 791–812. DOI: 10.1111/j.1467-9779.2012.01562.x

Hacker J., Pierson P., Thelen K. Drift and Conversion: Hidden Faces of Institutional Change // Advances in Comparative-Historical Analysis / ed. by J. Mahoney, K. Thelen. New York: Cambridge University Press, 2015. P. 180–208. DOI: 10.1017/CBO9781316273104.008

Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict: Theories, Patterns, Policies. Berkeley: University of California Press, 1985.

Howlett M. Procedural Policy Tools and the Temporal Dimensions of Policy Design // International Review of Public Policy. 2019. Vol. 1. Is. 1. P. 27–45. DOI: 10.4000/irpp.310

Humes R., Jones A., Ramirez R. Overview of Race and Hispanic Origin: 2000–2010. Washington, DC: U.S. Census Bureau, 2011.

Keefer P., Knack S. Polarization, Politics and Property Rights: Links between Inequality and Growth // Public Choice. 2002. Vol. 111. Is. 1–2. P. 127–154.

Laitin D. What is a Language Community? // American Journal of Political Science. 2000. Vol. 44. Is. 1. P. 142–155. DOI: 10.2307/2669300

March J.G., Olsen J.P. Rediscovering Institutions: The Organizational Basis of Politics. New York: Free Press, 1989.

Moynihan D.P. Advancing the Empirical Study of Performance Management: What We Learned from the Program Assessment Rating Tool // The American Review of Public Administration. September 2013. Vol. 43. Is. 5. P. 499–517. DOI: 10.1177/0275074013487023

Olson R., Dunagan J. Introduction to Special Issue: Government Foresight // World Futures Review. 2019. Vol. 11. Is. 3. P. 183–186.

Rondeaux G. Modernizing Public Administration: The Impact оn Organizational Identities // International Journal of Public Sector Management. 2006. Vol. 19. Is. 6. P. 569–584. DOI: 10.1108/09513550610686636

Rosenbloom D.H., Kravchuk R.S., Clerkin R.M. Public Administration: Understanding Management, Politics, and Law in the Public Sector. New York: McGraw-Hill Education, 2009.

Wattenberg M. The Republican Presidential Advantage in the Age of Party Disunity // The Politics of Divided Government / ed. by G. Cox, S. Kernell. New York: Routledge, 1991. P. 39–55.

Загрузки

Опубликован

28.02.2024

Как цитировать

Этнокультурная поляризация кадрового состава органов власти и выбор модели государственного управления (на примере юго-западных штатов США). (2024). Государственное управление. Электронный вестник, 102, 118-141. https://doi.org/10.24412/ch94xy29

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Этнокультурная поляризация кадрового состава органов власти и выбор модели государственного управления (на примере юго-западных штатов США). (2024). Государственное управление. Электронный вестник, 102, 118-141. https://doi.org/10.24412/ch94xy29

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Похожие статьи

51-60 из 277

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...