Международное сотрудничество как драйвер развития въездного туризма в Россию из Китая
Ключевые слова:
Международное сотрудничество, въездной китайский туризм, российский региональный туристский продукт, цифровой след туриста, экосистема China FriendlyАннотация
В статье рассмотрены проблемы развития международного сотрудничества как основы въездного туризма и представлены результаты аналитического исследования въездного туризма в Россию из Китая. Актуальность проблематики обусловлена необходимостью активизации въездного китайского туризма и усиления международного сотрудничества двух стран. Цель исследования — показать особенности российско-китайского международного сотрудничества в сфере туризма и определить пути активизации въездного туризма из Китая в Россию. В исследовании использованы материалы официальной статистики, выборочных обследований и опросов, методы сравнительного анализа, экспертные оценки. Новизна статьи состоит в том, что в ней раскрыты основные направления российско-китайского сотрудничества в сфере туризма, особенности въездного китайского туризма в российские регионы, а также востребованность региональных туристских продуктов, возможности выбора и доступности информации о достопримечательностях, предпочтениях китайских туристов по времени, целям, географии и виду туризма, запросам к уровню сервиса, расходам. Особое место в статье отведено проектам по поддержке въездного китайского туризма, реализуемым российской экосистемой China Friendly по сертификации услуг, способствующей расширению географии поездок, проводящей маркетинговые исследования и осуществляющей продвижение туристских продуктов. В результате даны рекомендации в области повышения конкурентоспособности российских туристских продуктов и услуг за счет углубленных (с применением цифровых технологий) маркетинговых исследований запросов китайских туристов; разработки новых региональных маршрутов; усиления влияния российских туроператоров на формирование туристских продуктов; работы с аккредитованными организаторами групп и гидами-переводчиками; за счет более широкого рекламирования российских туристских продуктов в китайских соцсетях, на презентациях на международных мероприятиях, выставках, посредством амбассадоров, молодежных обменов, проведения конкурсов знатоков языка.
Библиографические ссылки
Сяогуан Б. Анализ текущей ситуации и перспектив китайско-российского сотрудничества в сфере культурных инициатив в рамках проекта «Один пояс, один путь» // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 2(83). С. 8-15. DOI: 10.22394/1818-4049-2018-83-2-8-15
Бейдина Т.Е., Новикова А.В., Погулич О.В. Сотрудничество между Забайкальским краем и Китаем: функционирование региональных факторов с учетом внешних санкций // Политические проблемы международных отношений. Серия: Политология. Религионоведение. 2016. Т. 17. С. 23-32.
Боголюбова С.А., Боголюбов В.С. Современные факторы и проблемы привлекательности России как туристской дестинации для китайских туристов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25). С. 48–52.
Васильева А.Д., Тестина Я.С., Кучумов А.В. Развитие внешнеэкономических связей России и Китая в области туризма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского: экономика и управление. 2018. Т. 4(70). № 1. С. 31–40.
Вэнь Ли. Китайско-российское сотрудничество в сфере туризма // Россия и АТР. 2011. № 3. С. 151–158.
Восколович Н.А. Междисциплинарный аспект современных исследований в сфере туризма // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2016. № 6. С. 71–86.
Головченко Т.П., Рубцова Н.В. Оценка туристского продукта и гостеприимства в Прибайкалье: результаты онлайн-опроса китайских туристов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 129–132. DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0027
Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Роль и направления международного сотрудничества в сфере туризма в аспекте сохранения установок на устойчивое развитие регионов // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-napravleniya-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-v-sfere-turizma-v-aspekte-sohraneniya-ustanovok-na-ustoychivoe-razvitie-regionov
Мачалкин С.Е., Морева С.Н. Анализ качества и состава туристского потока из Китайской Народной Республики // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 14. № 105. С. 25–29. DOI: 10.20310/1819-8813-2019-14-105-25-29
Сазыкин А.М., Глушко А.А. Методические подходы к сравнительной оценке рекреационно-географического положения для развития международного туризма (на примере Китая) // Сервис в России и за рубежом. 2021. № 1. С. 59–69. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-59-69
Сазыкин А.М., Широкова А.В. Тенденции развития китайского выездного туризма // Сервис в России и за рубежом. 2021. № 4. С. 18-31. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-4-18-31
Се И. Перспективы развития туризма в Забайкальском крае // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 2. С. 141–146.
Чаликова-Уханова М.В., Балашова М.А., Трошкин М.И., Балашова А.М. О долгосрочном развитии туризма на территории Ольхонского района и обоснование необходимости повышения его привлекательности для туристов из Китая // Российско-китайские исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 36–45. DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(1).36-45
Чжан С., Ноева Е.Е. Анализ и перспективы развития российско-китайского сотрудничества в сфере туризма // Московский экономический журнал. 2021. № 12. С. 489–497. DOI: 10.24412/2413-046X-2021-10729
Чэнь Ц. Развитие взаимодействия между КНР и Россией в сфере туризма // Экономика и политика. 2019. № 1(13). С. 44–48.