Брендинг российских городов: обзор практики региональных «столиц» РФ

Брендинг российских городов: обзор практики региональных «столиц» РФ

Авторы

  • Логунцова Ирина Вячеславовна
  • Зайцева Александра Сергеевна

Ключевые слова:

Геобренд, геобрендинг, бренд территории, территориальный бренд, брендинг территории, территориальный брендинг, маркетинг территории, территориальный маркетинг, бренд города, городской брендинг, туристический бренд, туристический брендинг, «столицы» регионов России, брендинг российских городов, маркетинг российских городов.

Аннотация

Применение маркетинговых инструментов в государственном и муниципальном управлении, одним из которых является геобрендинг, становится все более распространенной практикой. Многие города нашей страны стремятся создать свои уникальные геобренды, основанные на конкурентных преимуществах, чтобы продвигать собственные ценности и интересы на высококонкурентном «рынке территорий», а также привлекать необходимые ресурсы, в том числе туристов, инвесторов, жителей и т.д., в зависимости от поставленных задач. Стратегия геобрендинга города направлена не только на внешнюю, но и на внутреннюю аудиторию (население, местный бизнес, органы власти и пр.), что помогает повышать лояльность горожан к месту их проживания. Более того, местные жители в процессе взаимодействия с внешним миром сами по себе становятся носителями бренда своего города. Статья посвящена исследованию актуального состояния геобрендинга в России на примере административных центров субъектов РФ. Исследование проводилось посредством контент-анализа коммуникационной сети Интернет в ноябре–декабре 2023 года. В результате составлена классификация, в которой города были распределены по трем группам: города, имеющие документально оформленные концепции брендинга и иные признаки системной маркетинговой активности; города с признаками системного геобрендинга, но являющиеся лишь частью регионального бренда или туристического маршрута (без самостоятельного бренда); города без признаков системного геобрендинга. На основе проведенного анализа были также выявлены общие тренды в сфере российского геобрендинга городов и составлены рекомендации для каждой из групп городов полученной классификации.

Биографии авторов

Логунцова Ирина Вячеславовна

Кандидат экономических наук, доцент
SPIN-код РИНЦ: 8414-0525
ORCID: 0000-0002-1131-0878
loguntsova@spa.msu.ru

Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ

Зайцева Александра Сергеевна

Аспирант
SPIN-код РИНЦ: 4085-8187
ORCID: 0009-0000-8386-5074
alexandrazaytseva01@gmail.com

Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ

Библиографические ссылки

Багреева А.Е. Изображение городского пространства в мультипликации как элемент брендинга территорий // PR и реклама: традиции и инновации. Связи с общественностью: смыслы и технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск: Издательство Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2023. С. 150–155.

Визгалов Д.В. Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.

Дубейковский В.А. Вовлечение жителей в разработку бренда города: классификация механизмов и методы оценки // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4. С. 153–178.

Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны и регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005.

Макаров П.Ю., Соколова М.В., Илларионов А.Е. Исследование практик брендинга малых городов: опрос руководителей городских администраций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 1. С. 66–68. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-1-66-88

Павлова Г.Г., Корбут В.А. Брендинг города: проблема регионального развития в России // Общество, экономика, управление. 2023. Т. 8. № 2. С. 19–23.

Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб: Питер, 2006.

Родькин П.Е. Универсальная модель территориального бренда в контексте проблемы его репрезентации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2021. № 4–2. С. 20–29. DOI: 10.37485/1997-4663_2021_4_2_20_29

Anholt S. Competitive Identity. The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. London: Palgrave Macmillan, 2007.

City Branding. Theory and Cases / ed. by Dinnie K. New York: Palgrave Macmillan, 2011.

Duque Oliva E.J., Sánchez-Torrez J.A., Sanabria Nin᷈o J.S. City Brand Evolution Research and Future Agenda: Bibliometric and Science Mapping Analysis // Heliyon. 2022. Vol. 8. Is. 8. DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e10031

Ponomarev E., Ivshin K. Territorial (Re)Branding as a Factor in the Sustainable Development of the City // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 890. DOI: 10.1088/1757-899X/890/1/012184

Загрузки

Опубликован

30.04.2024

Как цитировать

Брендинг российских городов: обзор практики региональных «столиц» РФ. (2024). Государственное управление. Электронный вестник, 103, 164-176. https://doi.org/10.24412/g9zp2472

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Брендинг российских городов: обзор практики региональных «столиц» РФ. (2024). Государственное управление. Электронный вестник, 103, 164-176. https://doi.org/10.24412/g9zp2472

Похожие статьи

121-130 из 207

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...