Инновационная цифровая образовательная экосистема как база перехода к Индустрии 4.0

Инновационная цифровая образовательная экосистема как база перехода к Индустрии 4.0

Авторы

  • Исаева Айгуль Эрнстовна МГУ имени М.В. Ломоносова

Ключевые слова:

Образовательная экосистема, Индустрия 4.0, университет, инновации, цифровизация образования, инновационная платформа

Аннотация

В статье рассматривается инновационная цифровая образовательная экосистема как база для формирования основополагающих условий, повышающих конкурентоспособность университетов, организаций и территорий. Социуму предстоит пройти через кардинальные трансформации образовательной парадигмы, в результате чего университеты возьмут на себя решающую роль во внедрении инноваций и коммерциализации научно-технических разработок. В статье также показана роль трансформационных процессов в Индустрии 4.0, которые для своего успешного функционирования требуют реформирования образовательных экосистем в высших учебных заведениях. Экосистемный подход к образованию в перспективе должен стать более эффективным и действенным по сравнению с традиционными иерархическими моделями, которые преимущественно существуют в настоящее время. В статье определены элементы инновационной цифровой образовательной экосистемы и механизмы взаимодействия ее участников между собой. Автором предлагается концептуальная модель экосистемы цифрового образования, которая основывается на базе учебно-производственных кластеров, как универсальной модели взаимодействия сложных нелинейных систем. В качестве основы подобной экосистемы выступает инновационная платформа, которая обеспечивает регулирование множества горизонтальных коммуникаций в виде исследовательских центров, инновационных лабораторий, а также школ стартапов. Исследование проводилось с применением таких методов, как системный подход, компетентностный подход и теория инновационного развития, концепция открытых инноваций, кластерная концепция, концепция национальных инновационных систем, концепции тройной и четверной спирали. В результате исследования сделаны выводы относительно использования инновационной цифровой образовательной экосистемы как универсальной модели для развития цифрового образования.

Биография автора

Исаева Айгуль Эрнстовна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 2275-8207

isaeva115@mail.ru

Библиографические ссылки

Соловьева М.Е., Третьяков А.Л. Формирование инновационного образовательного пространства современной высшей школы // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2018. T. 7. № 3. С. 451–456.

Цяо Л. Исследование цифровой трансформации российских региональных вузов в современных условиях // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 59–66. DOI: 10.26170/po20-03-06

Шевякова А.Л., Петренко Е.С., Уразбеков А.К. Вызовы Индустрии 4.0 системе образования: возможные изменения в формировании компетенций // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 9. С. 2079–2096. DOI: 10.18334/ce.14.9.110825

Яковлева Э.Н., Каменских Н.А. Стратегическая модель инновационной экосистемы университета // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 2. С. 71–77.

Adner R. Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy // Journal of Management. 2017. Vol. 43. Is. 1. P. 39–58. DOI: 10.1177/0149206316678451

Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10. Is. 1. P. 31–42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42

Carayannis E., Campbell D.F.J. TripleHelix, Quadruple Helix and Quintuple Helix and How to Do Knowledge, Innovation and the Environment Relate to Each Other? // International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. 2010. Vol. 1. Is. 1. P. 41–69.

DOI: 10.4018/jsesd.2010010105

Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix-University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge-Based Economic Development // EASST Review. 1995. Vol. 14. Is. 1. P. 14–19.

Idin S. An Overview of STEM Education and Industry 4.0 // Research Highlights in STEM Education / ed. by M. Shelley, S.A. Kiray. Ames: ISRES Publishing, 2018. P. 194–208.

Kleiner G.B. Socio-Economic Ecosystems in the Light of the Systems Paradigm // System Analysis in Economics — 2018: Proceedings of the V International research and practice conference–biennale (21–23 November 2018). Moscow: Prometheus publishing house. P. 4–12.

DOI: 10.33278/SAE-2018.eng.004-012

Moor J.F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. 1993. Vol. 71. Is. 3. P. 75–86.

Moor J.F. Business Ecosystems and the View from the Firm // The Antitrust Bulletin. 2006. Vol. 51. Is. 1. P. 31–75.

DOI: 10.1177/0003603X060510010

Porter М. Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Governments, and Institutions // Porter M. On Competition. Boston: HBS Publishing, 2008. P. 213–299.

Quan S.J., Wang Yu.L. Study of the Structure and Characteristics of the Higher Education Ecosystem in Hong Kong // Journal of Higher Education Management. 2017. Is. 11. Is. 06. P. 117–124. DOI: 10.13316/j.cnki.jhem.20171027.017

Society 5.0. A People-centric Super-Smart Society / ed. by Hitachi-UTokyo Laboratory. Tokyo: Springer, 2020.

Singh M.K.M. A Synergized Education 4.0 Ecosystem Sustainably Aligned with Industry 4.0 // University-Industry Collaboration Strategies in the Digital Era / ed. by D. Günay, T. Asunakutlu, O. Yildiz. Hershey: IGI Global, 2021. P. 283–299.

Загрузки

Опубликован

30.10.2023

Как цитировать

Инновационная цифровая образовательная экосистема как база перехода к Индустрии 4.0. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 96, 177-192. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/66

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Инновационная цифровая образовательная экосистема как база перехода к Индустрии 4.0. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 96, 177-192. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/66
Loading...