Государственное управление. Электронный вестник

Совершенствование регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования

Авторы

  • Кондрашов Павел Евгеньевич

    МГУ имени М.В. Ломоносова
    Автор
  • Майоров Алексей Николаевич

    РАНХИГС при Президенте Российской Федерации
    Автор

Ключевые слова:

Общее образование, здоровье обучающихся, регламентация учебной нагрузки, перегрузка обучающихся, управление образованием, качество образования

Аннотация

Усилия по регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования предпринимались постоянно как в советской системе образования, так и в современной российской системе. Вместе с тем проблемы перегрузки обучающихся и ее негативные последствия для здоровья значительной части детей по-прежнему остаются предметом постоянной дискуссии и критики и со стороны обучающихся и их родителей, и со стороны педагогов и медицинских работников разного профиля. Результаты исследований и практический опыт дают основания считать, что увеличение учебной нагрузки обучающихся сверх оптимальных значений приводит к многочисленным негативным последствиям учебного (снижение успеваемости, невыполнение домашних заданий, снижение мотивации к обучению) и медицинского характера (распространенность и выраженность нервно-психических и соматических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и ряд других). Несмотря на многолетние усилия, в регулировании учебной нагрузки остается значительное число нерешенных проблем. В первую очередь к ним следует отнести наличие пробелов в нормативной правовой регламентации; низкое качество, дублирование и внутреннюю противоречивость правовых норм, регулирующих объем учебной нагрузки и, как следствие, не обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся; слабое использование педагогических возможностей и методических резервов для снижения учебной нагрузки. В статье представлены результаты анализа законодательства Российской Федерации в части нормативного правового регулирования учебной нагрузки обучающихся, мнений педагогических работников, родителей и обучающихся по проблеме перегрузки обучающихся, даны предложения по совершенствованию процессов регламентации и управления учебной нагрузкой обучающихся, оптимизации условий организации учебной деятельности. 

Информация об авторах

  • Кондрашов Павел Евгеньевич, МГУ имени М.В. Ломоносова

    Кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

    SPIN-код РИНЦ: 4576-8227

    kondrashov@spa.msu.ru

  • Майоров Алексей Николаевич, РАНХИГС при Президенте Российской Федерации

    Доктор педагогических наук, заместитель директора Федерального института развития образования, РАНХИГС при Президенте Российской Федерации, Москва; профессор, Институт образования НИУ ВШЭ, Москва, РФ.

    SPIN-код РИНЦ: 3509-5003

    mayorovan@list.ru

Библиографические ссылки

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Изд-во «Интеллект-Центр», 2005.

Подлиняев О.Л., Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Проблема гигиенической оценки педагогических технологий в общеобразовательной школе в контексте нейродидактики // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 1. С. 63–70.

Хузиханов Ф.В., Мухаметдинова А.А. Изучение медико-биологических, медико-социологических и организационных факторов, влияющих на заболеваемость детей школьного возраста // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 3. С. 467–471. DOI: 10.17816/KMJ2018-467

Ben-Arieh A., Kaufman N.H., Andrews A.B., George R.M., Lee B.J., Aber L.J. Measuring and Monitoring Children’s Well-Being. Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2001. DOI: 10.1007/978-94-017-2229-2

Sen A. Development as Freedom. New Delhi: Oxford University Press, 1999.

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

1-10 из 140

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.