Государственное управление. Электронный вестник

Торги по фиксированной цене как перспективный антикоррупционный механизм конкурентного размещения заказа в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации

Авторы

  • Тихомиров Павел Анатольевич

    Автор
  • Макогонова Надежда Владимировна

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-108-2025-47-67

Ключевые слова:

Государственные закупки, коррупция в государственных закупках, голландский аукцион, механизм размещения заказа в публичных закупках, модернизация закупочной деятельности.

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем коррупциогенности публичных закупок в России. Основными целями и задачами данной статьи являются выявление и описание латентной модели мотивации к подаче заявок участниками закупок, раскрытие существенно значимых предпосылок и (или) процедур в госзакупках, разработка и предложение механизма повышения операционной эффективности закупочной деятельности посредством цифровых технологий соответственно. Авторы выдвигают и тестируют следующие гипотезы: (h1) действующий механизм на рынке публичных закупок по принципу открытых торгов на понижение с фиксированной начальной (максимальной) ценой демотивирует его участников подавать заявки, поскольку они сталкиваются с двойной неопределенностью: во-первых, не могут рассчитать целевую (приемлемую) вероятность победы для обеспечения покрытия прямых издержек в связи с участием и, во-вторых, величину прибыли, следовательно, действующая модель конкурентных госзакупок не позволяет надлежащим образом реализовать преимущества рыночного механизма развитого рынка публичных закупок как способа оптимизации цен и условий поставок; (h2) продолжает h1 и состоит в том, что коррупционные проявления в закупках со стороны участников обусловлены экономической целесообразностью повышения вероятности получения заказа с наименьшими издержками. Неприемлемо высокая коррупциогенность рынка публичных закупок требует корректировки процедуры размещения, во-первых, в целях исключения фактора влияния заказчика на выбор победителя, во-вторых, оптимизации издержек участия в торгах и, в-третьих, повышения привлекательности для поставщиков, чтобы подача заявки стала залогом достижения взаимовыгодных условий для получения госзаказа. Авторы предлагают перейти на новый механизм размещения заказа на рынке публичных закупок по меньшей мере для простой стандартизированной продукции — по фиксированной цене способом голландского аукциона, что гарантированно позволит обеспечить переход на «здоровую» (целевую) модель поведения, включая отказ от токсичных хозяйственных практик, чтобы тем самым существенно декриминализовать и улучшить его конкурентную среду.

Информация об авторах

  • Тихомиров Павел Анатольевич

    Генеральный директор некоммерческой организации «Союз закупщиков», член правления Ассоциации комплаенс-менеджеров
    SPIN-код РИНЦ: 4603-8981
    pavel-ti@yandex.ru

    НКО «Союз закупщиков», Москва, РФ.

  • Макогонова Надежда Владимировна

    Кандидат экономических наук, доцент,
    SPIN-код РИНЦ: 1946-3804,
    ORCID: 0009-0007-4348-4710,
    n.makogonova@gmail.com

    Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

Библиографические ссылки

Анчишкина О.В, Дьяченко О.Г., Иванов А.Е., Катамадзе А.Т., Лавров А.М., Мельченко И.А., Сухадольский Г.А., Торопов А.А., Шамрин А.Т. «Реформирование системы госзакупок: ожидания, результаты, перспективы». Круглый стол //Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 3. С. 7–37.

Бобошко Н.М. Коррупция в сфере государственных закупок как угроза экономической безопасности государства //Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. С. 19–25. DOI: 10.24411/2414-3995-2020-10343

Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Co-opetition. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. М.: Кейс: Омега-Л, 2012.

Гапоненко В.Ф. Причины и условия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок в контексте экономической безопасности //Проблемы экономики и юридической практики. 2022. № 8. С. 240–245.

Глазьев С.Ю. Ноономика как стержень формирования нового технологического и мирохозяйственного укладов //Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. 2022. Т. 1. №1. C. 43–64. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-1-43-64

Грачев А.В., Cикорская Л.В. Латентность как фактор коррупции в системе государственных закупок //Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 326–329. DOI: 10.24412/2073-0454-2022-5-326-329

Денисенко А.М. Управленческие инструменты противодействия коррупции в сфере муниципальных закупок //Противодействие коррупции в сфере закупок: основные проблемы и стратегии предотвращения коррупционных рисков. Сборник научных докладов. М.: Русайнс, 2021. С. 24–30.

Кикавец В.В. Классификация трансакционных издержек в контрактной системе в сфере закупок //Финансовое право. 2018. № 1. С. 21–25.

Кикавец В.В. Публичный интерес в сфере закупок //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020 Т. 24. № 4. С. 1039–1062. DOI: 10.22363/2313-2337-2020-24-4-1039-1062

Крышкин О.В. Настольная книга по внутреннему аудиту: риски и бизнес-процессы. М.: Альпина Паблишер, 2017.

Купряшин Г.Л. Политико-административные способности государственного управления в условиях турбулентности и неопределенности //Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 97. C. 174–189. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-97-174-189

Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Теория и механизмы современного государственного управления. М.: Издательство Московского университета, 2012.

Рахимов Э.Х. Некоторые вопросы противодействия коррупции в сфере государственных закупок //Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 4. С. 47–53.

Тихомиров П.А. Недостаточная мотивация на подачу заявки в открытых торгах как фактор низкой конкуренции в госзакупках //Государственные и муниципальные закупки — 2023. Сборник докладов XVIII Всероссийской практической конференции-семинара. М.: Т8 Издательские Технологии, 2023. С. 246–258.

Храмкин А.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль при проведении закупок //Государственные и муниципальные закупки — 2017. Сборник докладов XII Всероссийской практической конференции-семинара. М.: Компания Ладья, 2017. С. 95–100.

Шмелева М.В. Система государственных (муниципальных) закупок: методология и реализация. М.: Юстицинформ, 2021.

Becker G.S. The Economics of Crime //Cross Sections. 1995. Vol. 12. Is. Fall. P. 8–15.

Bosio E., Djankov S., Glaeser E., Schleifer A. Public Procurement in Law and Practice //American Economic Review. 2022. Vol. 89. Is. 4. P. 1091–1117. DOI: 10.1257/aer.20200738

Coase R.H. The Nature of the Firm //Economica. 1937. Vol. 4. Is. 16. P. 386–405. DOI: 10.1111/j.1468-0335.1937.tb00002.x

Collier P., Kirchberger M., Söderbom M. The Cost of Road Infrastructure in Low- and Middle-Income Countries //World Bank Economic Review. 2016. Vol. 30. Is. 3. P. 522–548. DOI: 10.1093/wber/lhv037

Colonnelli E., Prem M. Corruption and Firms //The Review of Economic Studies. 2022. Vol 89. Is. 2. P. 695–732. DOI: 10.1093/restud/rdab040

Fazekas M., Kocsis G. Uncovering High-Level Corruption: Cross-National Objective Corruption Risk Indicators Using Public Procurement Data //British Journal of Political Science. 2020. Vol. 50. Is. 1. P. 155–164. DOI: 10.1017/S0007123417000461

Fazekas M., Blum J. Improving Public Procurement Outcomes. Review of Tools and the State of the Evidence Base //Policy Research Working Paper: WPS9690. 2021. DOI: 10.1596/1813-9450-9690

Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk //Econometrica. 1979. Vol. 47. Is. 2. P. 263–291. DOI: 10.2307/1914185

Olken B. Monitoring Corruption: Evidence from a Field Experiment in Indonesia //Journal of Political Economy. 2007. Vol. 115. Is. 2. P. 200–249. DOI: 10.1086/517935

Загрузки

Опубликован

26.02.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Тихомиров , П.А. and Макогонова , Н.В. (2025) “Торги по фиксированной цене как перспективный антикоррупционный механизм конкурентного размещения заказа в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации”, Государственное управление. Электронный вестник, (108), pp. 47–67. doi:10.55959/MSU2070-1381-108-2025-47-67.

Похожие статьи

1-10 из 382

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.