Влияние мотивационных ожиданий персонала на эволюцию рынка корпоративных льгот
DOI:
https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-113-2025-56-70Ключевые слова:
Мотивационные ожидания, тип мотивационных ожиданий, ценностное предложение работодателя (EVP), структура ценностного предложения, внешняя и внутренняя референция.Аннотация
В статье исследована взаимосвязь мотивационных ожиданий персонала и структуры ценностного предложения работодателя (EVP). Среди мотивационных ожиданий были рассмотрены различные типы мотивационных ожиданий: высокий заработок, удобство работы, гибкий график, льготы и бонусы, удовлетворение от профессии, ощущение важности работы, профессиональные рост и развитие. Поставлен вопрос о том, каким образом тип мотивационных ожиданий оказывает влияние на структуру ценностного предложения работодателя. Проверка гипотезы проведена посредством анкетирования линейного персонала, полуструктурированных интервью с сотрудниками HR-служб и руководителей среднего и высшего звена. В результате проведенного исследования было установлено, что мотивационные ожидания могут быть разделены на четыре группы в зависимости от типа референции: мотивационные ожидания с внешней референцией, мотивационные ожидания с внутренней референцией, мотивационные ожидания со смешанной референцией и с неопределенной референцией. Анализ результатов исследования позволил получить корреляционные зависимости: в более молодых возрастных группах респондентов больший удельный вес имеют мотивационные ожидания с внешней референцией, в том время как в более старших возрастных группах — мотивационные ожидания с внутренней референцией, а в группе среднего возраста — мотивационные ожидания со смешанной референцией; в компаниях, где удельный вес молодых кадров составляет более трети от общего числа персонала, структура EVP сдвигается в сторону таких благ, как гибкий график работы, гибридный график, программы обучения и развития, KPI результатов труда; в компаниях с удельным весом более трети от общего числа персонала кадров в возрасте 35+ структура EVP ориентирована на стабильный график работы, карьерный рост, развивающую обратную связь. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что на специфику ценностного предложения работодателя оказывает прямое влияние преобладающий тип мотивационных ожиданий персонала, который определяется структурой кадрового состава.
Библиографические ссылки
Айрапетова Г.А., Косицына Д.А. Моделирование мотивационной теории ожиданий В. Врума // Экономика и управление: сборник научных трудов. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2024. С. 60–68.
Волковицкая Г.А. Мотивационный потенциал личности: опыт социологического анализа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 2. С. 355–363.
Волковицкая Г.А. Управление стимулированием труда. СПб: Книжный дом, 2010.
Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. М.: Политиздат, 1983.
Запольнова Н.А., Конышева А.Г. Инструменты анализа ценностного предложения в брендинге работодателя // Экономика и предпринимательство. 2023. № 5(154). С. 709–712. DOI: 10.34925/EIP.2023.154.5.137
Лазич Ю.В., Попова И.Н. Гибкий социальный пакет — требование современного рынка труда или опция для «богатых» работодателей? // Beneficium. 2021. № 2(39). С. 48–54. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.2(39).48–54
Пасынков Д.В., Яруллина Ж.А., Маракушина Г.В. Формирование бренда в управлении человеческими ресурсами // Components of Scientific and Technological Progress. 2025. № 3(105). С. 6–11.
Пуляева В.Н. Роль ценностного предложения работодателя в формировании HR-бренда // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 659–676. DOI: 10.18334/epp.10.3.100591
Родионова Е.А., Маклакова А.В. Об удовлетворенности трудом сотрудников, мотивационных ожиданиях и личности руководителя // Ученые записки Санкт-петербургского университета технологий управления и экономики. 2020. № 2. С. 73–78.
Секерин В.Д., Горяинова А.И., Семенова В.В. Особенности трудовой мотивации сотрудников поколения Z // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 4. С. 69–74. DOI: 10.18384/2310–6646–2022–4-69–75
Сметанин А.О., Лымарева О.А. Поколения «Y», «Z» в рабочей среде, точечный подход к вовлеченности персонала, как к инструменту внутренней мотивации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 12–2(106). С. 154–157. DOI: 10.24412/2411–0450–2023–12–2-154–157
Тихонов А.И. Трудовые ценности российских соискателей при трудоустройстве // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29(3). С. 346–352. DOI: 10.24411/2309–4788–2020–10287
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. С. 212–230.
Цветаев В.М. Трудовая мотивация в трансформирующейся России: проблемы, результаты и перспективы // Вестник СПбГУ. Экономика. 2010. № 4. С. 56–61.
Armstrong M. A. Handbook of Human Resource Management Practice. London: Kogan Page, 2006.
Clarke M. Understanding and Managing Employability in Changing Career Contexts // Journal of European Industrial Training. 2008. Vol. 32. Is. 4. P. 258–284. DOI: 10.1108/03090590810871379
Cullen L., Christopher T. Career Progression of Female Accountants in the State Public Sector // Australian Accounting Review. 2012. Vol. 22. Is. 1. P. 68–85. DOI: 10.1111/j.1835–2561.2011.00159.x
Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. Berlin: Springer Science & Business Media, 1985.
Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. New York: Vintage books, 2000.
Oladimeji K., Abdulkareem A., Ishola A. Talent Management, Organizational Culture and Employee Productivity: The Moderating Effect of Employee Involvement // Journal of Human Resource Management — HR Advances and Developments. 2023. Vol. 26. Is. 1. P. 43–56. DOI: 10.46287/DPKF9953
Загрузки
Опубликован
Похожие статьи
- Юнусова Гульназ Рашитовна, Человеческий капитал в развитии экономики региона: высококачественное высшее образование как инвестиции в человеческий капитал , Государственное управление. Электронный вестник: № 88 (2021)
- Харитонова Наталья Ивановна, Максимов Алексей Сергеевич, Взаимодействие России с ключевыми геополитическими оппонентами в условиях гибридной войны: комплексный стратегический подход , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Львова Ольга Александровна, Попов Николай Евгеньевич, Управление проблемной задолженностью компаний: от терминологии к статистике , Государственное управление. Электронный вестник: № 103 (2024)
- Долганова Ольга Игоревна, Чистякова Дарья Александровна, Варианты использования Единой биометрической системы как инструмента доступа к цифровому профилю гражданина , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
- Сальников Андрей Александрович, Правительственная реформа 1993–1994 гг. в РФ: предпосылки, ход и результаты , Государственное управление. Электронный вестник: № 91 (2022)
- Цзоу Синьюй, Инновационная деятельность университетов в современном Китае , Государственное управление. Электронный вестник: № 99 (2023)
- Кошевой Олег Сергеевич, Определение критериев оценки использования населением портала государственных услуг , Государственное управление. Электронный вестник: № 93 (2022)
- Тарба Тимур Омариевич, Механизмы взаимодействия государственных корпораций с субъектами Российской Федерации , Государственное управление. Электронный вестник: № 109 (2025)
- Кулькаев Григорий Александрович, Мозалева Наталья Игоревна, Леонтьев Дмитрий Николаевич, Анализ отечественного и зарубежного опыта проектного управления в сфере реализации концепции электронного правительства , Государственное управление. Электронный вестник: № 92 (2022)
- Осипов Владимир Сергеевич, Толмачёв Михаил Николаевич, Цыпин Александр Павлович, Оценка воздействия ковид-кризиса на уровень безработицы в постсоветских странах , Государственное управление. Электронный вестник: № 96 (2023)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

