Государственное управление. Электронный вестник

Развитие предпринимательской культуры в контексте трансформации университетов: кейс Университета ИТМО

Авторы

  • Силакова Любовь Владимировна

    Автор
  • Антипов Антон Александрович

    Автор
  • Пузанова Виктория Михайловна

    Автор
  • Иванов Артем Вацлавович

    Автор

DOI:

https://doi.org/10.55959/MSU2070-1381-113-2025-91-109

Ключевые слова:

Предпринимательский университет, трансформация, предпринимательская культура, инновационная экосистема, вузовская наука, коммерциализация инноваций.

Аннотация

Целью работы является оценка степени интегрированности предпринимательской культуры (ПК) в университетскую среду в контексте трансформации предпринимательского университета и формирования инновационных экосистем российских вузов. В ходе исследования, наряду с общенаучными методами, использовался социологический метод анкетирования, факторный анализ, статистические методы, необходимые для анализа ПК в университетской экосистеме и выявления факторов, влияющих на предпринимательскую активность респондентов. На основе анализа существующих работ разработан и проведен опрос 170 студентов и 132 сотрудников Университета ИТМО в 2024 году, позволивший выявить проявления и оценить степень интегрированности ПК в экосистему. Уровень интереса к предпринимательской деятельности (ПД) высокий (70% студентов и 62,12% сотрудников имеют опыт или заинтересованы в ПД), однако выявлен парадокс, связанный с готовностью студентов к ПД при недостаточном понимании ими ключевых факторов успеха (инновационности, качества менеджмента, консультационной поддержки). Это может указывать на недостаточную зрелость ПК вуза. Выявлен разрыв между переходом от намерения сотрудников и студентов к ПД (41% студентов и 24% сотрудников не предпринимают шагов к реализации стартапов). Несмотря на наличие в ИТМО развитой инновационной инфраструктуры, большая часть заинтересованных в предпринимательстве студентов (56,6%) и часть сотрудников (13%) ею не пользуются. Выявлены существенные различия в мотивации к ПД и активности между студентами и сотрудниками: так, студенты проявляют большую готовность к риску, а сотрудники, обладая большими знаниями и опытом, ведут себя значительно осторожнее. Анализ университетской экосистемы по модели Б. Кларка с использованием логики модели тетраэдра ПК позволил выявить ключевые разрывы и узкие места в развитии ПК вуза и предложить механизмы, способствующие развитию ПК в вузе на примере Университета ИТМО. В качестве механизмов предложены: механизм снижения ресурсных барьеров, механизм снижения барьеров недостатка знаний, механизм минимизации операционных и административных транзакционных издержек, механизм стимулирования, мотивации и поддержки предпринимательских инициатив, механизм легитимации риска и психологической поддержки ПД. Полученные результаты могут быть использованы для развития ПК в вузах.

Информация об авторах

  • Силакова Любовь Владимировна

    Кандидат экономических наук, доцент
    SPIN-код РИНЦ: 2708-2820
    ORCID: 0000-0003-2836-1281
    silakovalv@itmo.ru

    Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, РФ

  • Антипов Антон Александрович

    Кандидат филологических наук
    SPIN-код РИНЦ: 5917-6639
    ORCID: 0000-0001-7019-2501
    aantipov80@itmo.ru

    Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, РФ

  • Пузанова Виктория Михайловна

    Магистр
    SPIN-код РИНЦ: 3924-5472
    ORCID: 0009-0009-5623-1418
    vmpuzanova@itmo.ru

    Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, РФ

  • Иванов Артем Вацлавович

    Аспирант
    SPIN-код РИНЦ: 5714-1533
    ORCID: 0000-0003-3492-5346
    avivanovv@itmo.ru

    Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, РФ

Библиографические ссылки

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

Дёрина Н.В., Савва Л.И., Радина Е.И. Университетская экосистема как экологический вектор высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN320.pdf

Елина О.А., Дедусенко Е.А. Предпринимательская культура как фактор развития бизнес-систем // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. 2024. Т. 34. № 5. С. 818–825. DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-5-818-825

Измайлова М.А. Значимость корпоративной культуры для устойчивости компаний в условиях кризисных явлений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13. № 1. С. 8–26. DOI: 10.18184/2079-4665.2022.13.1.8-26

Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

Орлов В.Б., Мизерова О.Г., Орлова Е.В. Предпринимательская культура: сущность и содержание понятия // Вестник Югорского государственного университета. 2009. № 4(15). С. 13–25.

Разинкина И.В. Развитие спирали инноваций: сравнительный анализ инновационных моделей тройной, четверной и пятерной спиралей // Экономические науки. 2022. № 1(206). С. 131–137. DOI: 10.14451/1.206.131

Сысоева О.В. Развитие академического предпринимательства в системе моделей инновационной деятельности // Journal of New Economy. 2019. Т. 20. № 3. С. 83–100. DOI: 10.29141/2658-5081-2019-20-3-6

Цуканова Т.В. Роль вуза в формировании предпринимательских намерений студентов: российский контекст // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1(61). С. 69–83.

Шафранов-Куцев Г.Ф., Черкашов Е.М. Ориентированность молодежи на конкуренцию и предпринимательство // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 117–123. DOI: 10.31857/S013216250009174-4

Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2015. № 3. С. 21–46.

Ajzen I. The Theory of Planned Behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. Is. 2. P. 179–211. DOI: 10.1016/0749-5978(91)90020-T

Ayala-Gaytán E., Villasana M., Naranjo-Priego E.E. University Entrepreneurial Ecosystems and Graduate Entrepreneurship // The Journal of Entrepreneurship. 2024. Vol. 33. Is. 1. P. 88–117. DOI: 10.1177/09713557241233905

Bercovitz J.E.L., Feldman M.P. Fishing Upstream: Firm Innovation Strategy and University Research Alliances // Research Policy. 2007. Vol. 36. Is. 7. P. 930–948. DOI: 10.1016/j.respol.2007.03.002

Bharti K., Agarwal R., Satsangi A., Rajwanshi R. Analyzing the Influence of University Support and Entrepreneurial Culture on Solar Entrepreneurial Intentions among Indian Students // The International Journal of Management Education. 2024. Vol. 22. Is. 2. DOI: 10.1016/j.ijme.2024.100991

Brenkert G.G. Innovation, Rule Breaking and the Ethics of Entrepreneurship // Journal of Business Venturing. 2009. Vol. 24. Is. 5. P. 448–464. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2008.04.004

Cohen M. Strategies for Developing University Innovation Ecosystems // Les Nouvelles. 2016. Vol. 51. Is. 3. P. 184–190.

Correia M.P., Marques C.S., Silva.R., Ramadani V. Academic Entrepreneurship Ecosystems: Systematic Literature Review and Future Research Directions // Journal of the Knowledge Economy. 2024. Vol. 15. P. 17498–17528. DOI: 10.1007/s13132-024-01819-x

Flores M.C., Grimaldi R., Poli S., Villani E. Entrepreneurial Universities and Intrapreneurship: A Process Model on the Emergence of an Intrapreneurial University // Technovation. 2024. Vol. 129. DOI: 10.1016/j.technovation.2023.102906

Granstrand O., Holgersson M. Innovation Ecosystems: A Conceptual Review and a New Definition // Technovation. 2020. Vol. 90–91. DOI: 10.1016/j.technovation.2019.102098

Harti H., Nasution N., Purnomo N.H., Witjaksono A.D., Sakti N.C., Ismail R., Noor M.A. How Does Social Science Education Drive Marketing Mindset to Shape Entrepreneurial Interest? // Eighth Southeast Asia Design Research (SEA-DR) & the Second Science, Technology, Education, Arts, Culture, and Humanity (STEACH) International Conference (SEADR-STEACH 2021). Dordrecht: Atlantis Press, 2022. P. 237–244. DOI: 10.2991/assehr.k.211229.037

Morris M.H., Shirokova G., Tsukanova T. Student Entrepreneurship and the University Ecosystem: A Multi-Country Empirical Exploration // European Journal of International Management. 2017. Vol. 11. Is. 1. P. 65–85.

Ouragini I., Labidi M., Hassine Louzir-Ben A. The Role of Entrepreneurial Universities in Promoting Entrepreneurship Education: A Comparative Study Between Public and Private Technology Institutes // Journal of the Knowledge Economy. 2024. Vol. 15. P. 10985–11006. DOI: 10.1007/s13132-023-01528-x

Pierre S., Dupenor J., Kernizan R., Vinsent M.-D., Dauphin-Pierre S., Pierre J. Analysis of an Entrepreneurial Ecosystem in Northern Haiti to Stimulate Innovation and Reduce Poverty // The Journal of Entrepreneurship. 2023. Vol. 32. Is. 2. P. 117–141. DOI: 10.1177/09713557231201181

Porfírio J. A., Felicio J.A., Carriho T., Jardim M.J.A. Promoting Entrepreneurial Intentions from Adolescence: The Influence of Entrepreneurial Culture and Education // Journal of Business Research. 2023. Vol. 156. DOI: 10.1016/j.jbusres.2022.113521

Roundy P.T., Fayard D. Dynamic Capabilities and Entrepreneurial Ecosystems: The Micro-Foundations of Regional Entrepreneurship // The Journal of Entrepreneurship. 2019. Vol. 28. Is. 1. P. 94–120. DOI: 10.1177/0971355718810296

Vicentin D.C., Moraes G., Fisher B., Campello B., Prado N., Anholon R. The Interdependence between the Entrepreneurial Ecosystem and Entrepreneurial Culture-An Analysis with Sustainable and Traditional Entrepreneurs // Journal of Cleaner Production. 2024. Vol. 466. DOI: 10.1016/j.jclepro.2024.142821

Загрузки

Опубликован

16.12.2025

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Похожие статьи

1-10 из 201

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.