Особенности инновационных процессов в секторе государственного управления в условиях цифровой трансформации российской экономики
Ключевые слова:
Инновации, сектор государственного управления, получатели государственных услуг, цифровая трансформация, методика оценки электронного правительства.Аннотация
В условиях цифровой трансформации экономики разработка и реализация проектов по внедрению инноваций в сектор государственного управления выступают ключевыми инструментами повышения качества государственных услуг. Это определяет актуальность изучения особенностей инновационных процессов и инструментов управления ими в процессе становления электронного правительства. В статье проведен анализ направлений трансформации процессов оказания государственных услуг с использованием технологических и организационных инноваций в условиях цифровизации сектора государственного управления. Целью исследования выступает дальнейшее развитие теоретических и методических подходов к инновациям и инновационным процессам в секторе государственного управления. В соответствии с целью исследования дано определение инноваций в секторе государственного управления, представлена их классификация и выявлены отличия от нововведений в предпринимательской сфере. Проведен анализ причин, препятствующих внедрению инноваций в сектор государственного управления. Обоснована растущая роль взаимодействия между органами государственного управления и получателями государственных услуг в обеспечении качества последних и в активизации инновационных процессов в исследуемом секторе. Представлена также авторская методика расчета интегрального показателя эффективности взаимодействия между органами государственного управления и получателями государственных услуг с использованием индексного метода. В результате сделаны выводы о возможности использования предложенной методики при разработке программных документов российского государства, направленных на дальнейшее развитие электронного правительства и совершенствование инструментов мониторинга качества государственных услуг. Для решения задач исследования использованы контент-анализ и системный анализ, что позволило выявить особенности инноваций и инновационных процессов в секторе государственного управления, обосновать необходимость реинжиниринга административных процессов. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных инструментарию управления проектами реинжиниринга административных процессов с использованием цифровых инноваций.
Библиографические ссылки
Афанасьев Р.С., Богданов Л.Н. Российские инновации в секторе государственного управления в международном контексте // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 6–2. С. 35–42.
Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163–194.
Гребер Д. Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии. Москва: Ad Marginem; 2016.
Добрынин Н.М. Вновь к вопросу о государственном суверенитете и новой геополитике: аксиология права и размышления автора // Государство и право. 2019. № 5. С. 41–53. DOI: 10.31857/S013207690004859-6
Дэвенпорт Т. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности. Москва: ООО «Альпина Паблишер», 2021.
Иванова М.В., Якимчук Н.Н. Реинжиниринг административных процессов в органах государственной власти субъекта Федерации (опыт Ленинградской области) // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1(54). С. 143–153. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.151
Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 256–276. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-84-256-276
Леонтьева Л.С., Романченко М.К. Трансформация репутационного капитала региона и власти Российской Федерации в условиях изменения политической ситуации в мире // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 4. С. 23–34. DOI: 10.25198/2077-7175-2023-4-23
Лихтин А.А. Трансформация государственного управления в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. 2021. № 4. С. 18–26. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-4-18-26
Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. 2011. Т. 5. № 2. С. 4–15.
Никонов В.А. Задачи науки государственного и муниципального управления. К 30-летию факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 4. C. 3–13. DOI: 10.55959/MSU2073-2643-21-2023-4-3-13
Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. Москва: Поколение, 2007.
Эффективность государственного управления / под общ. ред. С.А. Батчикова, С.Ю. Глазьева. Москва: Консалтбанкир, 1998.
Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Старостина А.Н. Цифровизация взаимодействия граждан и государства: оценка гражданами эффектов, рисков и перспектив // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 2. C. 33–73. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-2-33-73
Schumpeter J.A. The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest and the Business Cycle. New Brunswick (U.S.A), London (U.K.): Transaction Publishers, 1983.
Leydesdorff L., Etzkowitz H., Kushnir D. Globalization and Growth of US University Patenting, (2009–2014) // Industry and Higher Education. 2016. Vol. 30. Is. 4. P. 257–266. DOI: 10.1177/0950422216660253
Montagna J.M. A Framework for the Assessment and Analysis of Electronic Government Proposals // Electronic Commerce Research and Applications. 2005. Vol. 4. Is. 3. P. 204–219. DOI: 10.1016/j.elerap.2005.01.003
Windrum P. Innovation and Entrepreneurship in Public Services // Innovation in Public Sector Services: Entrepreneurship, Creativity and Management / ed. by P. Windrum, P. Koch. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2008. P. 3–20.