Технологии интернационализации высшего образования в современных условиях
Ключевые слова:
Глобальный рынок образования, интернационализация высшего образования, социальная технология управления, евразийское пространство, интеграция, инновации, сетевое взаимодействие, трансформация, «мягкая сила», дипломатия знаний, академическая мобильность, цифровизация, глобализация, конкурентоспособностьАннотация
В статье рассматривается технология интернационализации современного высшего образования как важнейший процесс управления, реализуемый с использованием цифровых инструментов, применением сетевых форм взаимодействия, принципов мягкой силы и дипломатии знаний. Проанализированы интеграционные тенденции европейского и активно развивающегося евразийского образовательного пространства; показано, что современное международное сотрудничество в сфере высшего образования реализуется в сетевых коммуникациях стратегических организаций-партнеров разных государств на основе совместимости целей, ресурсов, интересов, инструментов влияния, организационных практик. Изложены также ключевые принципы системы высшего образования, рассмотрена многовариантная модель высшего образования, проанализированы востребованные иностранными студентами уровни обучения в новых условиях трансформации национальной системы высшей школы России. Кроме того, показаны изменения в системе организации вузовского образования России после введения Болонской системы, а также проблемы выпускников бакалавриата на рынке труда. Проанализированы положительные и отрицательные результаты применения принципов мягкой силы в сфере высшего образования, и рассмотрены базовые характеристики дипломатии знаний, ее инструменты, возможности реализации в ситуации смены векторов академической мобильности и переориентации образовательных коммуникаций. В результате показано, что основными механизмами/инструментами интернационализации высшего образования как социальной технологии управления становятся: совместные/сетевые университеты, вузовские консорциумы, зарубежные филиалы вузов, форумы ректоров, международные межуниверситетские ассоциации, совместные образовательные программы с выдачей двух дипломов.
Библиографические ссылки
Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 31–58. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58
Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136–148. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148
Иноземцева К.М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 145–152.
Камынина Н.Р., Грудзинский А.О. Россия в болонском процессе: цель — повышение конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 8–9. С. 22–31.
Логунова Л.Б. Цифровая революция: школа как лаборатория социальной реконструкции // Сборник XVI Международной конференции «Государственное управление Российской Федерации: повестка дня власти и общества». М.: ООО «Издательский дом КДУ», 2019. С. 54–59.
Лукичев Г.А. Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. М.: Готика, 2004.
«Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс / под ред. А.Ю. Мельвиля. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Ромм М.В., Заякина Р.А., Филатова Е.В., Лучихина Л.Ф., Ильин С.Е. Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнерских сообществах. Новосибирск: НГТУ, 2018.
Титаренко Л.Г. Место и роль интеграции систем высшего образования в международном сотрудничестве стран ЕАЭС // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. № 1–2. С. 319–321.
Ткач Г.Ф., Сенашенко В.С. Болонский процесс: Обзор эволюции приоритетов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 119–130.
Фатыхова В.М. Евразийское сотрудничество в области науки и высшего образования: перспективы неофункционального «перетекания» // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 2 (65). С. 159–175. DOI: 10.24833/2071-8160-2019-2-65-159-175
de Oliveira Barbosa M., Baeta Neves E. Internationalization of Higher Education: Institutions and Knowledge Diplomacy // Sociologias. 2020. Vol. 22. Is. 54. P. 22–44. DOI: 10.1590/15174522-104425
de Wit H., Altbach P. Internationalization in Higher Education: Global Trends and Recommendations for Its Future // Policy Reviews in Higher Education. 2021. Vol. 5. Is. 1. P. 28–46. DOI: 10.1080/23322969.2020.1820898
de Wit H., Altbach P. Unprecedent Challenges, Significant Possibilities // International Higher Education. 2020. Vol. 100. P. 3–4.
Kadushin C. Understanding Social Networks: Theories, Concepts and Findings. New York: Oxford University Press, 2012.
Khomyakov M., Dwyer T., Weller W. Internationalization of Higher Education: Excellence or Network Building? What Do BRICS Countries Need Most? // Sociologias. Vol. 22. Is. 54. 2020. P. 120–143. DOI: 10.1590/15174522-99066
Knight. J. Internationalization: Elements and Checkpoints // CBIE Research. Canadian Bureau for International Education. 1994. Is. 7. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED549823.pdf
Knight. J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8. Is. 1. P. 5–31. DOI: 10.1177/1028315303260832
Knight J. The Potential of Knowledge Diplomacy. Higher Education and International Relations // A Wealth of Nations: 27th Annual EAIE Conference. Glasgow, 15–18 September, 2015. Glasgow: EAIE, 2015. P. 37–45.
Knight J. Knowledge Diplomacy: What Are the Key Characteristics? // International Higher Education. 2020. Is. 100. P. 37–44.
Nye J.S. Get Smart: Combining Hard and Soft Power // Foreign Affairs. 2009. Vol. 88. Is. 4. P. 160–163.
Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs. 2004.
Wellman B., Frank K. Network Capital in a Multi-Level World: Getting Support in Personal Communities // Social Capital: Theory and Research / ed. by N. Lin, K. Cook and R. Burt. Chicago: Aldine DeGruyter, 2000. P. 233–274.
Wojciuk A., Michałek M., Stormowska M. Education as a Source and Tool of Soft Power in International Relations // European Political Science. 2015. Vol. 14. Is. 3. P. 298–317. DOI: 10.1057/eps.2015.25