Понятие креативного туризма и его развитие в городах и регионах России
Ключевые слова:
Креативный туризм, креативная экономика, экономика впечатлений, туризм в России, цифровизация туризмаАннотация
В последние годы современный мир столкнулся с чередой беспрецедентных вызовов: пандемией коронавирусной инфекции, разразившейся на всех континентах, осложнением геополитической ситуации в глобальном масштабе, военной операцией на Украине — все это существенно повлияло на мировую и местные экономики, в том числе на сферу туризма. В условиях ограничений международного транспортного сообщения возрастает интерес к внутреннему туризму. За последние пару лет в России появился Национальный проект по туризму и гостеприимству, принята Государственная Программа «Развитие туризма», разработан проект нового закона о туризме. Современный турист достаточно искушен, и ему необходимо предложить что-то новое, особенное и интересное. Многие исследователи рассматривают креативность как ключевую составляющую туристического предложения, указывая при этом на важность создания нематериальных культурных продуктов (традиций, искусства, музыки и т.д.). В данной связи одним из перспективных направлений является креативный туризм, получивший распространение на практике с начала XXI века. В статье анализируется сущность и особенности креативного туризма как мирового тренда. Представляется, что такой вид туризма дает мощный импульс к активизации местного сообщества, развитию человеческого капитала и территории в целом. Совместное творчество объединяет людей, создает новые впечатления и опыт, формирует креативную среду, основанную на символическом капитале и культурно-исторических ценностях, благодаря чему создаются благоприятные условия для возрождения современных городов и регионов, включая даже депрессивные. Таким образом, современным территориям, ориентированным на развитие туризма, целесообразно активизировать свои креативные ресурсы.
Библиографические ссылки
Бородкина К.С. Колотова Е.В. Креативные тренды туризма в Саратовской области // Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства. Материалы VI Международной научно-практической конференции. М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. С. 127–139.
Волков С.К. Туризм как сектор креативной экономики // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 5. С. 2153–2162.
DOI: 10.18334/ce.15.5.112027
Козлова Е.В., Завьялов А.А., Солод Т.В. Креативность — основная компонента развития туристской отрасли на современном этапе? // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 231–237. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.49.459
Пайн Дж., Гилмор Дж. Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена. М.: Вильямс, 2005.
Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: ИД «Классика – XXI», 2011.
Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Креативный туризм и цифровизация общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22. № 2. С. 145–151. DOI: 10.18500/1994-2540-2022-22-2-145-151
Шевченко А.А. Креативные практики в рекреационном пространстве современного российского города // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4. С. 292–298.
Gordin V., Matetskaya M. Creative Tourism in Saint Petersburg: The State of the Art // Journal of Tourism Consumption and Practice. 2012. Vol. 4 Is. 2. P. 55–77.
Richards G. Creative Placemaking Strategies in Smaller Communities // Creative Tourism in Smaller Communities: Place, Culture, and Local Representation / ed. by K. Scherf. Calgary: University of Calgary Press, 2021. P. 283–297.
Richards G., Raymond C. Creative Tourism // ATLAS News. 2000. Vol. 23. P. 16–20.