Роль государства в совершенствовании интернет-инфраструктуры в вузах для поддержки комбинированных форматов обучения

Роль государства в совершенствовании интернет-инфраструктуры в вузах для поддержки комбинированных форматов обучения

Авторы

Ключевые слова:

Цифровая экосистема, образовательные платформы, высшее образование, государственная политика, комбинированный формат обучения, дистанционные образовательные технологии

Аннотация

Происходящая глобальная цифровизация актуализирует разработку цифровой экосистемы образовательных
организаций, способной поддерживать комбинированные форматы обучения. Пандемия COVID-19 стала катализатором цифровой трансформации вузов и активного их выхода на зарубежные платформы, но в условиях нового санкционного давления многие университеты рискуют остаться без освоенных технологических платформ, информационных баз данных и вернуться к менее эффективному обучению. В этой связи в статье предпринята попытка оценить роль государства в формировании и развитии вузовской интернет-инфраструктуры, а также в разработке единой национальной цифровой образовательной системы, для чего сформулированы основные векторы государственной политики, направленной на преодоление прежде всего внешних угроз. На основе системного анализа, историко-логического метода и с опорой на экспертизу авторов были сформулированы основные уроки масштабного опыта дистанционного преподавания в условиях пандемийных ограничений, коснувшегося всех без исключения образовательных организаций и программ подготовки. Было выявлено, что ключевой проблемой стала разнородность вузов по степени цифровой зрелости и уровню развития интернет-инфраструктуры, а также высокий уровень дифференциации применяемых образовательных информационных технологий, в первую очередь иностранных. В качестве флагманского рассмотрен опыт МГУ имени М.В. Ломоносова по разработке образовательной площадки для различных направлений непрерывного дистанционного образования. Предложенные меры государственной политики направлены на достижение цифровой зрелости в отрасли образования, повышение качества высшего образования, а также развитие отечественных производителей IT-оборудования и программного обеспечения.

Биографии авторов

Кононкова Наталья Петровна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Доктор экономических наук, доцент, экономический факультет, Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 7032-5210

npkononkova@econ.msu.ru

Костанян Ани Асканазовна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат экономических наук, экономический факультет, Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 7343-2954

ani.kostanyan@yandex.ru

Михайленко Диана Александровна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат экономических наук, экономический факультет, Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 3032-5362

mikhailenkoda@gmail.com

Новиков Владимир Александрович, МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат экономических наук, экономический факультет, Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 6711-7603

vanovikov@yandex.ru

Волкова Елена Юрьевна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Соискатель, экономический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 3693-6809

elena-v2810@rambler.ru

Ильин-Минкевич Владислав Игоревич, МГУ имени М.В. Ломоносова

Соискатель, экономический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 2041-7468

iliin-minkevich@econ.msu.ru

Библиографические ссылки

Аганбегян А.Г. Новая Россия: 30 лет без экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. № 6. С. 34–81. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-232-6-34-81

Демченко С.А., Соколова Д.Ю. Университет как часть инновационной цифровой экосистемы страны // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 10 (128). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42257159

Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 4. С. 815–824. DOI: 10.25559/SITITO.15.201904.815-824

Кудрин А.Л., Кнобель А.Ю. Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики. 2017. № 10. С. 5–26. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-10-5-26

Лапидус Л.В. Барометр турбулентности цифровой среды и стратегии цифровой трансформации в образовании // Теория и практика проектного образования. 2020. № 3 (15). С. 7–10.

Неборский Е.В. Цифровая экосистема как средство цифровой трансформации университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. DOI: 10.15862/02PDMN421

Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: трансформация роли государства в условиях цифровой экономики // Эффективное управление: научный альманах памяти профессора М.И. Панова. М.: Галлея-Принт, 2021. С. 80–85.

Goh C., Hii P., Tan O., Rasli A. Why Do University Teachers Use E-Learning Systems? // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2020. Vol. 21. Is. 2. P. 136–155. DOI: 10.19173/irrodl.v21i2.3720

Kamsker S., Janschitz G., Monitzer S. Digital Transformation and Higher Education: A Survey on the Digital Competencies of Leaners to Develop Higher Education Teaching // International Journal for Business Education. 2020. Vol. 160. P. 22–41. DOI: 10.30707/IJBE160.1.1648090946.696630

Mikheev A., Serkina Y., Vasyaev A. Current Trends in the Digital Transformation of Higher Education Institutions in Russia // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. P. 4537–4551. DOI: 10.1007/s10639-021-10467-6

Pushkar D, Deepak P. Distance Learning in Higher Education during Pandemic: Challenges and Opportunities // The International Journal of Indian Psychology. 2020. Vol. 8. Is. 2. P. 43–46. DOI: 10.25215/0802.204

Santos H., Batista J., Marques R. Digital Transformation of Higher Education: The Use of Communication Technologies by Students // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 164. P. 123–130. DOI: 10.1016/j.procs.2019.12.163

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Как цитировать

Роль государства в совершенствовании интернет-инфраструктуры в вузах для поддержки комбинированных форматов обучения. (2022). Государственное управление. Электронный вестник, 92, 186-202. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/238

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Роль государства в совершенствовании интернет-инфраструктуры в вузах для поддержки комбинированных форматов обучения. (2022). Государственное управление. Электронный вестник, 92, 186-202. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/238

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

51-60 из 158

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...