От пропаганды к публичной дипломатии: история появления и развития оригинального концепта

От пропаганды к публичной дипломатии: история появления и развития оригинального концепта

Авторы

Ключевые слова:

Пропаганда, публичная дипломатия, «мягкая сила», Ватикан, США, Первая мировая война, Вторая мировая война, холодная война, Гарольд Лассуэлл, Эдмунд Галлион, Джозеф Най, Николас Калл

Аннотация

Статья анализирует трансформацию технологий распространения информации и осуществления внешнеполитического влияния от применения методов пропаганды к зарождению и становлению концепции публичной дипломатии. Авторы изучают историю появления термина и эволюцию института внешнеполитической пропаганды со времен Древнего мира до конца XIX века, отдельно останавливаются на особенностях развития внешнеполитической пропаганды в первой половине прошлого столетия, подробно рассматривают переход от внешнеполитической пропаганды к публичной дипломатии во второй половине ХХ века, а также дальнейшую эволюцию данного концепта. Новизна исследования заключается в том, что трансформация понятия «пропаганда» рассматривается в общеисторическом контексте; кроме того, в статье проводится сравнительный анализ пропаганды и публичной дипломатии и устанавливаются их основополагающие различия. Публичная дипломатия представляет собой инструмент, применяемый как правительствами, так и частными акторами, для формирования положительного образа страны-субъекта посредством вещания, культурного экспорта, организации обменов и прочего в общественной среде стран-адресатов. Теоретически основой публичной дипломатии является достоверная информация, способная вызвать доверие у аудитории, в то время как пропаганда применяется в первую очередь в краткосрочных целях и направлена на манипуляцию общественным сознанием с помощью искажения или одностороннего освещения фактов. Несмотря на то, что современная научная мысль предлагает ряд критериев для размежевания пропаганды и публичной дипломатии, отличить использование последней от применения пропагандистских методов на практике — сложная и трудновыполнимая задача. Авторы приходят к выводу, что концепция публичной дипломатии представляет собой одновременно производное от феномена пропаганды и научную попытку отмежеваться от нее, однако в современных условиях геополитической турбулентности провести четкую грань между ними становится все сложнее.

Биографии авторов

Наумов Александр Олегович, МГУ имени М.В. Ломоносова

Доктор исторических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 2905-0930

naumovao@my.msu.ru

Белоусова Марина Владимировна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Ассистент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва РФ.

SPIN-код РИНЦ: 3509-2108

Belousova@spa.msu.ru

Андреева Наталья Вадимовна, МГУ имени М.В. Ломоносова,

Аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 7679-4469

AndreevaNV@spa.msu.ru

Библиографические ссылки

Артамонова У.В. Направления и формы реализации публичной дипломатии // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2021. № 2. С. 49–56. DOI: 10.20542/afij-2021-2-49-56

Бернейс Э. Пропаганда. Москва: Hippo Publishing, 2010.

Власов А.В. Современные технологии публичной дипломатии // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 11. С. 3308–3314. DOI: 10.35775/PSI.2021.75.11.038

Власов А.В. Влияние использования публичной дипломатии на обеспечение информационной безопасности государства // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 1. С. 236–240. DOI: 10.35775/PSI.2022.82.1.026

Долженкова Е. Эволюция методов пропаганды во время Второй мировой войны // Российское право онлайн. 2021. № 2. С. 76–79.

Лассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне. Москва: ИНИОН РАН, 2021.

Липпман У. Общественное мнение. Москва: Институт Фонда Общественное мнение, 2004.

Наумов А.О. От Советского Союза к Российской Федерации. Эволюция отечественной системы «мягкой силы» и публичной дипломатии // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 2. С. 102–117.

Цыганов В.Е. Публичная дипломатия: технологии, функции и особенности применения // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 12. С. 3761–3767. DOI: 10.35775/PSI.2021.76.12.042

Armitage D. The Declaration of Independence: A Global History. Cambridge: Harvard University Press, 2007.

Childs H. An Introduction to Public Opinion. New York: Wiley, 1940.

Cull N. Public Diplomacy. Foundations for Global Engagement in the Digital Age. Cambridge: Polity Press, 2019.

Deringel S. The Well-Protected Domains: Ideology and the Legitimation of Power in the Ottoman Empire, 1876–1909. London: I.B. Tauris, 1998.

Doob L.W. Public Opinion and Propaganda. New York: Henry Holt and Company, 1948.

Fallon R.T. Milton in Government. University Park: Pennsylvania State University Press, 1933.

Fellows E. ‘Propaganda’: History of a Word // American Speech. 1959. Vol. 34. Is. 3. Р. 182–189. DOI: 10.2307/454039

Garth J., O’Donnel V. Propaganda and Persuasion. Thousand Oaks: SAGE, 2012.

Herman E.S., Chomsky N. Manufacturing Consent. The Political Economy of the Mass Media. New York: Pantheon Books, 2002.

Kater M. Inside Nazis. The Goebbels Diaries, 1924–1941 // Canadian Journal of History. 1990. Vol. 25. Is. 2. P. 233–243. DOI: 10.3138/cjh.25.2.233

Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda // The American Political Science Review. 1927. Vol. 21. Is. 3. P. 627–631.

DOI: 10.2307/1945515

Lindernan E., Miller C. Introduction to Harold Lavine and James Wechsler. War Propaganda and the United States. New Haven: Yale University Press, 1940.

McManamon J. The Text and Contexts of Ignatius Loyola’s “Autobiography”. New York: Fordham University Press, 2013.

Nye J. Soft Power // Foreign Policy. 1990. № 80. P. 153–171. DOI: 10.2307/1148580

Nye J. The Information Revolution and American Soft Power // Asia–Pacific Review. 2002. Vol. 9. Is. 1. Р. 60–76. DOI: 10.1080/13439000220141596

Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.

Nye J. Public Diplomacy and Soft Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. Is. 1. P. 94–109. DOI: 10.1177/0002716207311699

The Constitutions of the Society of Jesus and Their Complementary Norms: A Complete English Translation of the Official Latin Texts / ed. by V. Padberg. St. Louis: The Institute of Jesuit Sources, 1996.

Parmiter de G. The King’s Great Matter: A Study of Anglo-Papal Relations 1527–1534. London: Longmans, 1967.

Taylor P. Ethics and International Propaganda // The Handbook of Global Communication and Media Ethics. Volume II / ed. by R. Fortner, P. Fackler. New Jersey: Wiley-Blackwell, 2011. P. 912–932.

Waller M. The Public Diplomacy Reader. Washington: The Institute of World Politics Press, 2007.

Young K. Social Psychology. New York: Crofts, 1944.

Загрузки

Опубликован

30.10.2023

Как цитировать

От пропаганды к публичной дипломатии: история появления и развития оригинального концепта. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 96, 163-176. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/64

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

От пропаганды к публичной дипломатии: история появления и развития оригинального концепта. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 96, 163-176. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/64

Похожие статьи

31-40 из 48

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...