Интеграционная парадигма корпоративного роста: стратегии открытых инноваций
Ключевые слова:
Открытые инновации, популяционно-экологическая теория фирмы, организационная ниша, адаптация, стратегия фирмы, парадигма корпоративного ростаАннотация
В настоящее время происходит процесс становления и развития новой парадигмы корпоративного роста — интеграционной. Анализу этого процесса посвящена данная статья. Авторы исходят из положения, что ядром интеграционной парадигмы, обеспечивающим быстрый рост ее популярности, выступают открытые инновации, соответственно, задача исследования — выявить условия для эффективного использования компаниями возможностей роста на основе восприятия и адаптации открытых инноваций. В зависимости от широты охвата используемых источников открытых инноваций и уровня их концентрации, интенсивности, с которой черпаются знания из внешних источников, выделяются четыре стратегии использования открытых инноваций: рыночная, партнерская, сетевая и стратегия, основывающаяся на краудсорсинге. Правильно выбранный тип стратегии обеспечивает более высокую эффективность использования открытых инноваций для корпоративного роста. Потенциальное разнообразие способов использования открытых инноваций позволяет выделить различные типы стратегий, которые различаются по двум параметрам: широте охвата источников открытых инноваций и степени концентрации на том или ином источнике. Широта охвата проявляется в значительном количестве используемых источников и их большом многообразии по типу, размеру, уровню известности, респектабельности, легкости или сложности извлечения знаний и т.д. Степень концентрации определяется интенсивностью использования источника знаний. Она обратно пропорциональна количеству внешних партнеров, интегрированных в инновационную деятельность компании. Высокий уровень концентрации предполагает глубокую интеграцию в инновационной деятельности с одним или небольшим количеством внешних партнеров. При использовании сетевой стратегии компания становится частью крупной инновационной экосистемы, состоящей из отдельных лиц, групп и других организаций. Эта экосистема и является источником знаний и технологий.
Библиографические ссылки
Гине Ж., Майсснер Д. Открытые инновации: эффекты для корпоративных стратегий, государственной политики и международного «перетока» исследований и разработок // Форсайт. 2012. Т. 6. № 1. С. 26–37. DOI: https://doi.org/10.17323/1995-459x.2012.1.26.36.
Иода Е.В. О концепции открытых инноваций // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. С. 96–101.
Кудина М.В., Кузьмин С.С. Парадигмы корпоративного роста // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 47. С. 80–103.
Кудина М.В., Кузьмин С.С. Развитие парадигм корпоративного роста // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 48. С. 66–89. DOI: 10.24411/2070-1381-2015-00004.
Кудина М.В., Кузьмин С.С. Структура парадигм корпоративного роста // Вестник НГУЭУ. 2021. № 2. С. 8–21. DOI: https://doi.org/10.34020/2073-6495-2021-2-008-021.
Кузьмин С.С. Парадигмы корпоративного роста. М.: Инфра-М, 2018.
Курчеева Г.И., Хворостов В.А. Открытые инновации как фактор развития современного технологического уклада // Науковедение. 2016. Т. 8. № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/19EVN416.pdf.
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Садыханова Г.А. Теоретические основы концепции открытых инноваций // Вестник КазНУ. Серия экономическая. 2015. № 6 (112). С. 133–137.
Тромпенаарс Ф., Куберг П. Сто ключевых моделей и концепций управления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
Ханнан М., Фриман Дж. Экология организационных популяций // Теория организации / под ред. Т.Н. Клёминой. М.: Высшая школа менеджмента, 2010. С. 416–459.