Влияние ограничительных мер на систему образования: переход на дистанционное обучение в оценках студентов российских вузов
Ключевые слова:
Государственная политика, образование, интернет, пандемия COVID-19, изоляция, вуз, дистанционное обучениеАннотация
В марте 2020 г. вузы России, как и многих других стран, были вынуждены экстренно перейти на дистанционный формат обучения, что привело к необходимости срочной организации непрерывного обучения студентов и проведения всех аттестационных форм в новых условиях. В данной работе рассматриваются особенности и общие проблемы перехода на дистанционное обучение в системе отечественного высшего образования. Статья подготовлена по результатам анализа неструктурированных интервью студентов, в которых они обозначили те проблемы, с которыми они столкнулись весной 2020 г., а также в течение следующего учебного года: осень 2020–весна 2021. Для углубленного анализа были выбраны по временному лагу обучения интервью, в которых наиболее полно отражены проблемы перехода на дистанционное обучение в пограничных ситуациях, как например: окончание школы (выпускные экзамены), поступление в вуз, учеба на первом курсе инженерной специальности, завершение бакалавриата и поступление на первый курс магистратуры другого вуза иного профиля, год обучения по гуманитарной специальности, завершение учебы в магистратуре, поступление в аспирантуру. Двое информантов являются учащимися региональных вузов, одна студентка учится по программе специалитета. Студенты описывают положительные и отрицательные стороны удаленного обучения, одновременно обсуждая перспективы, ограничения и траектории реализации дистанционного обучения в вузах России. В статье также приводится сравнительный анализ проблем дистанционного обучения в работах российских и зарубежных исследователей. На основе выполненного исследования авторы пытаются оценить меры государственной политики в сфере образования в период первой волны пандемии COVID-19, а именно введение и организацию в вузах экстренного дистанционного обучения.
Библиографические ссылки
Агранович М., Дренева А. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9 (111). С. 134–150.
Александрова Ю.К., Богданова А.В., Васендина И.С., Гойко В.Л., Джангаров А.И., Митягина Е.В.,
Мягков М.Г., Романова Е.В., Ярмак О.В. Ситуация с качеством образования в период пандемии: что показывает анализ больших данных. Аналитический доклад. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та,2021.
Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №10. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.
Белюченко О.П., Ждамирова И.В., Котова Е.И. Дистанционное образование: «За» и «Против» // Academy. 2020. № 8 (59). С. 44–45.
Клягин А.В., Макарьева А.Ю. Кейсы быстрых реакций вузов в условиях пандемии. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020.
Минаев А.И., Исаева О.Н., Кирьянова Е.А., Горнов В.А. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: https://s.science education.ru/pdf/2020/4/29858.pdf.
Мусихина Л.В. Проблемы дистанционного образования // LXXXI International Correspondence Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education». Boston: Problems of Science, 2021. P. 25–28.
Старцев М.В. Дистанционное образование: а где преимущества? // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 2 (44). C. 99–106.
Dhawan S. Online Learning: A Panacea in the Time of COVID-19 Crisis // Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 49. Is. 1. P. 5–22. DOI: https://doi.org/10.1177/0047239520934018.
Febrianto P.T., Mas’udah S., Megasari L.A. Implementation of Online Learning during the COVID-19 Pandemic on Madura Island, Indonesia // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2020. Vol. 19. Is. 8. P. 233–254.
Hattie J., Timperley H. The Power of Feedback // Review of Education Research. 2007. Vol. 77. Is. 1. P. 81–112. DOI: https://doi.org/10.3102/003465430298487.
Matukhin D., Evseeva A. Further Professional Training as a Constituent Part of Continuing Vocational Education // 2nd International Conference in Humanities, Social Sciences and Global Business Management. Lecture Notes in Management Science. 2014. Vol. 31. P. 104–109.
Milheim K.L. Facilitation across Cultures in the Online Classroom // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2014. Vol. 5. № 1. P. 1–11.
Parkes M., Stein S., Reading C. Student Preparedness for University E-Learning Environments // The Internet and Higher Education. 2014. Vol. 25. P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2014.10.002.
Rahman A. Using Students’ Experience to Derive Effectiveness of COVID-19-Lockdown-Induced Emergency Online Learning at Undergraduate Level: Evidence from Assam, India // Higher Education for the Future. 2021. Vol. 8. Is. 1. DOI: https://doi.org/10.1177/2347631120980549.
Sarma S., Sive H. Education: Online On-Ramps // Nature. 2013. Vol. 499. P. 277–278.
Selwyn N. Digital Technology and the Contemporary University. London: Routledge, 2014.
Singh V., Thurman A. How Many Ways Can We Define Online Learning? A Systematic Literature Review of Definitions of Online Learning (1988–2018) // American Journal of Distance Education. 2019. Vol. 33. Is. 4. P. 289–306. DOI: https://doi.org/10.1080/08923647.2019.1663082.
Song L., Singleton E.S., Hill J.R., Koh M.H. Improving Online Learning: Student Perceptions of Useful and Challenging Characteristics // The Internet and Higher Education. 2004. Vol. 7. Is. 1. P. 59–70.
Sreehari P. Online Learning during the COVID-19 Lockdown: Learners’ Perceptions // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7. Is. 19. P. 300–307. DOI: 10.31838/jcr.07.19.36.
Stanistreet P., Elfert M., Atchoarena D. Education in the Age of COVID-19: Understanding the Consequences // International Review of Education. 2020. Vol. 66. P. 627–633. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-020-09880-9.