Стратегическое планирование на федеральном уровне: основные элементы и структурно-логические связи
DOI:
https://doi.org/10.24412/c8vrr433Ключевые слова:
Стратегическое планирование, стратегия, миссия, цель, направление, приоритет, задача.Аннотация
Существенной проблемой организации стратегического планирования является отсутствие единой методологии разработки документов стратегического планирования. При этом не достигается связность между принимаемыми документами по целевым установкам, задачам, временным рамкам. В исследовании находит подтверждение идея о необходимости принятия специального нормативного документа, снимающего указанные противоречия, и в качестве вклада в его разработку предложен ряд методических решений, без которых разработка единого методологического подхода представляется проблематичной. В статье обобщена практика федерального стратегического планирования (проанализированы 25 действующих и 5 прекративших свое действие федеральных стратегий). При разработке федеральных стратегий применяются самые разнообразные подходы установления последовательности и взаимосвязей между элементами стратегий. Взаимосвязь между элементами нечетко выражена или отсутствует совсем. Кроме этого, трактовки разных элементов (направлений, приоритетов, задач) зачастую не различаются, а также характеризуются несвойственными этим элементам признаками. В результате стратегия превращается в перечисление всевозможных общих намерений с нечетко выраженным и поэтому трудно контролируемым конечным результатом. Целесообразной представляется адаптация и интеграция концепции миссии из корпоративного стратегического менеджмента в государственный. В ходе анализа уточнена сущность отдельных элементов стратегического плана и сформулированы понятия, отсутствующие в федеральном законодательстве (такие как направление, приоритет). Предложена также структурно-логическая схема стратегического плана, связывающая все его элементы в единую систему — от миссии до задач, а также содержащая рекомендации о наиболее целесообразном размещении этих элементов в различных видах документов стратегического планирования. Внедрение предложенного подхода будет способствовать упорядочению разработки и изложения стратегий, сделает более обоснованным выбор стратегических целей и направлений.
Библиографические ссылки
Бухвальд Е.М. «Основы государственной политики в сфере государственного планирования»: нерешенные проблемы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 1. С. 32–49. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_1_32_49
Козоногова Е.В., Дубровская Ю.В., Русинова М.Р., Иванов П.В. Оценка соответствия приоритетов стратегического развития регионов их отраслевой специализации на основе Text Mining // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 2. С. 106–133. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-2-106-133
Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование как инструмент ускорения социально-экономического развития России // Планирование в рыночной экономике: воспоминание о будущем. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте: Центркаталог, 2021. С. 105–111.
Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование как инструмент снижения неопределенности в условиях глобальной экономической трансформации // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 4. C. 7–24. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_4_7_24
Мирославская М.В., Кучина А.О., Хайрутдинова Л.И. Актуальные вопросы формирования миссии в рамках стратегического управления крупными промышленными компаниями // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10–2. С. 100–104. DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10123
Назаров И.И. Совершенствование системы стратегического планирования национального развития в Российской Федерации // Государственная служба. 2022. № 6. P. 73–81. DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-6-73-81
Семидоцкий В.А., Кутин М.В. Технология целеполагания как элемент механизма стратегического планирования в условиях обострения конкурентной борьбы // Вестник Финансовой Академии. 2010. № 5. С. 57–60.
Суханова А.А. Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2022. Т. 19. № 1. С. 39–53. DOI: 10.19073/2658-7602-2022-19-1-39-53
Шпакова Р.Н. Генеральные цели стратегического развития регионов Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 311–336. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10030
Bordean I., Răileanu A., Turtureanu A.G. Strategic Planning in Public Administration // Proceedings of the Fifth “Administration and Public Management” International Conference: “Public Institutions’ Capacity to Implement the Administrative Reform Process”. Bucharest: Research Centre in Public Administration and Public Services, 2009. № 14. P. 141–153.
Lenchuk E.B., Voitolovskii F.G., Kuvalin D.B. Strategic Planning in Public Administration: Experience, Opportunities and Prospects // Studies on Russian Economic Development. 2020. Vol. 31. P. 621–628. DOI: 10.1134/S1075700720060106
Mishin Yu., Mishin A. Increasing the Level of Justification of State Strategic Planning // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 94. DOI: 10.1051/shsconf/20219401013
Strategic Management for Public and Nonprofit Organizations / ed. by A.W. Steiss. New York: Routledge, 2003.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Шпакова Раиса Николаевна, Городецкий Дмитрий Игоревич, Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мониторинг и контроль реализации , Государственное управление. Электронный вестник: № 99 (2023)
- Шпакова Раиса Николаевна, Ожидаемая продолжительность жизни при рождении как целевой показатель в национальных проектах и региональных стратегиях социально-экономического развития , Государственное управление. Электронный вестник: № 84 (2021)
Похожие статьи
- Купряшин Геннадий Львович, Политико-административные способности государственного управления в условиях турбулентности и неопределенности , Государственное управление. Электронный вестник: № 97 (2023)
- Сенотрусова Светлана Валентиновна, Сибирякова Яна Вадимовна, Параллельный импорт и другие экономические меры как ответ на санкции в отношении российского импорта , Государственное управление. Электронный вестник: № 96 (2023)
- Рой Олег Михайлович , Подотчетность как объект правовой оценки , Государственное управление. Электронный вестник: № 108 (2025)
- Воронов Александр Сергеевич, Арбатский Михаил Спартакович, Сергеев Степан Сергеевич, Возможности трансформации механизмов управления пространственным развитием инновационных систем регионов Уральского федерального округа , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Восколович Нина Александровна, Ресмятова Антонина Сергеевна, Международное сотрудничество как драйвер развития въездного туризма в Россию из Китая , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Швыряев Павел Сергеевич, Киберпреступность в России: новый вызов для общества и государства , Государственное управление. Электронный вестник: № 89 (2021)
- Кулькова Варвара Юрьевна, Юзеф Хайтам Аббас Мохамед, Государственная поддержка исламского предпринимательства в сфере услуг в РФ: состояние и точки роста в экспертных оценках , Государственное управление. Электронный вестник: № 88 (2021)
- Батоврина Екатерина Викторовна, Геймификация как технология управления персоналом инновационных организаций , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
- Восколович Нина Александровна, Особенности трансформации сферы услуг в новой экономической реальности , Государственное управление. Электронный вестник: № 99 (2023)
- Чубарова Татьяна Владимировна, Обеспечение доступности здравоохранения в России: инструменты государственной политики , Государственное управление. Электронный вестник: № 95 (2022)
Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.