Post-Soviet Historiography of State Activity in the Field of Agricultural Development in the Russian Empire in the 19th Century
Keywords:
History of Russia in the 19th century, agricultural education, agricultural propaganda, public policy, historiographyAbstract
The article analyzes the works of modern domestic researches of the Russian agricultural school formation. The specifics of historiography at the present stays are determined on the basis of the historical system method with the use of a concrete historical approach. Two main direction of scientific thought have been identified. The lower agricultural school as a tool for the transformation of the Russian village is presented in the studies of scientists of the southern Russian chernozem regions (M.D. Kniga, A.V. Tretiakov). In addition, the issues of the dissemination of agricultural education are considered from the standpoint of the study of women’s education (L.A. Bessmertnaya) and extracurricular forms of teaching. Extracurricular forms of dissemination of agricultural knowledge include research on the formation of experimental farming. Comprehensive investigation of the stages of the formation of the case was conducted by E.U. Elina. As a system of education institutions the Russian agricultural school was considered by scientists within the framework of regional studies (Y.V. Chudnocets) and at the all-Russian level (P.V. Vasiliev, N.A. Pichuzhkin). The second major area of research is the activity of public agricultural organizations and the definitions of the role of public initiative in the formation of the agricultural education system. The largest studies of the activities of the Moscow Society of agriculture were the works by S.A. Kozlov and A.A. Kurenyshev aimed, among other things, at identifying the contribution of the Society to the formation of the Russian agronomic scientific school. In addition, scientists have made attempts to analyze the role of public initiative in the issue of developing a strategy for the development of agricultural education. N.V. Panina analyzed the role of congresses of figures on the development of vocational education. V.N. Plaxin, as a part of comprehensive study of the agricultural education formation in the Chernozem region, investigated the importance of the Institute of Zemstvo agronomy in improving the agriculture of the region.
References
Васильев В.П., Пичужкин Н.А. Становление и развитие системы аграрного образования в России (XIX – начало XX века). Москва: ООО «УМЦ «Триада», 2017.
Гончаров Н.П. Государственная организация аграрной науки в России (К 175-летию РАСХН) // Историко-биологические исследования. 2012. Т. 4. № 3. С. 10–33.
Елина Е.Ю. От царских садов досоветских полей: история сельскохозяйственных опытных учреждений XVIII – 20-е годы XX вв.: в 2 т. М.: Ин-т истории естествознания и техники РАН, 2008.
Есиков С.А., Есикова М.М. Сельскохозяйственное просвещение и аграрная культура России в конце XIX – начале XX веков (1880–1917 гг.). СПб: Нестор, 2008.
Кабаненко М.Н., Угримова С.Н. Потенциал обеспечения продовольственной безопасности России // Фундаментальные исследования. 2019. № 5. С. 40–44.
Книга М.Д. Государство и сельскохозяйственные опытные учреждения России (конец XIX – начало ХХ вв.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009. № 7(62). С. 158–163.
Книга М.Д. Первые шаги Министерства земледелия и государственных имуществ в сфере сельскохозяйственного просвещения в Российской империи в 90-х годах XIX века // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2015. № 4(47). С. 308–313.
Книга М.Д. Исторический опыт деятельности первых сельскохозяйственных институтов Российской империи (XIX в.) // Вестник Брянского государственного университета. 2016a. № 3(29). С. 32–37.
Книга М.Д. Формы организации внешкольного сельскохозяйственного образования в Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016b. № 12–2(74). С. 85–87.
Книга М.Д. Сельскохозяйственное просвещение и изменения в Воронежской деревне в период проведения столыпинской реформы // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2020. № 1. С. 109–115.
Козлов С.А. «Служение интересам всей страны»: Московское общество сельского хозяйства (1820–1930 гг.): в 3 томах. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2020. Т. 1.
Панина Н.В. Роль съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в подготовке квалифицированных кадров // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 16–22.
Плаксин В.Н. Роль и значение общественной инициативы в истории сельского хозяйства России конца XIX – начала XX вв. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2004. № 1(1). С. 49–51.
Плаксин В.Н. Государственные инициативы в области агрономической помощи российскому крестьянству (90-е гг. ХIХ – начало ХХ вв.) // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы научной и учебно-методической конференции научно-педагогических работников и аспирантов ВГАУ. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора
Петра I, 2018. С. 33–37.
Плаксин В.Н. Земская участковая агрономия в истории отечественного сельского хозяйства начала ХХ века // Наука, образование и инновации в современном мире (нои-2019): Материалы Национальной научной конференции Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им.
Императора Петра I, 2019. Часть II. С. 63–68.
Плаксин В.Н. Российское гражданское законодательство первой половины ХIХ в. как свидетельство завершения оформления государственной аграрной политики // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы национальной научно-практической конференции (Воронеж, 10–27 марта 2020 года). Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2020. С. 3–7.
Пыльцина М.В. Сельскохозяйственные учреждения в странах Западной Европы в XIX в.: диалог государства и общества // Сельское хозяйство. 2017. № 4. С. 77–82. DOI: 10.7256/2453-8809.2017.4.26703
Рыжкова Е.В., Фадеева О.М., Широкорад И.И. Становление и развитие высшего аграрного образования в России (XIX – начало XX вв.) // Международный сельскохозяйственный журнал. 2020. № 5(377). С. 66–68. DOI: 10.24411/2587-6740-2020-15096
Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск: изд. Курского педагогического университета, 1997.
Третьяков А.В. Низшая школа сельского хозяйства России в конце XIX – начале XX веков. Курск: изд. Курского педагогического университета, 1998.
Третьяков А.В. Образовательное сельскохозяйственное законодательство пореформенной России — результат реформ 60–70-х годов XIX в. // Берегиня. 777. Сова. 2017. № 4(35). С. 18–26.
Фурсов В.Н., Книга М.Д. Сельскохозяйственное просвещение в Российской империи: этапы становления // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 1(274). С. 115–117.
Юрченко Н.А., Константинов А.А., Овчинников В.И., Рубанов В.В. Кадровый голод в АПК // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 4. С. 22–26.