Кадровый резерв образовательных организаций высшего образования и научных организаций: возможности формирования и управления на базе советов молодых ученых
Ключевые слова:
Кадровый резерв, академический резерв, организации высшего образования, научные организации, Совет молодых ученыхАннотация
Целью исследования является разработка модели формирования кадрового резерва организаций сферы науки и высшего образования на базе советов молодых ученых (СМУ). Как показывает практика, унифицированного действенного механизма кадрового обновления и привлечения молодежи в данную сферу пока не создано. Исследование основано на официальных статистических данных Минобрнауки России и Росстата, опроса руководящих кадров высшего и среднего звена организаций высшего образования и научных организаций из 39 регионов нашей страны, а также практическом, научно-исследовательском и управленческом опыте авторов. В результате выявлены существующие возрастные дисбалансы в управленческом ядре организаций высшего образования и научных организаций, что прямо противоречит целям национального развития, заложенным в стратегических документах России. Авторы предлагают механизм отбора кандидатов в кадровые резервы университетов и научных организаций для среднего уровня руководящего состава на базе советов молодых ученых, а также практико-ориентированную программу обучения резервистов, развитие межвузовского взаимодействия. Кроме того, разработаны предложения по организационной структуре управления процессом формирования кадрового резерва, механике его взаимодействия с руководством вузов и научных организаций. В качестве коммуникационного инструментария предложена к разработке информационно-аналитическая система, позволяющая осуществлять общее управление кадровым резервом и координацию его развития. На основе методики управления проектами разработана бизнес-модель данной инициативы, включающая в себя информацию о сегментах потребителей, ценностном предложении, ключевых ресурсах, партнерах и проч. В работе сделаны выводы о возможности экспериментальной реализации данной модели на базе нескольких университетов с перспективой дальнейшего масштабирования ее на общероссийский уровень, о применимости и эффективности реализации данного проекта в национальном масштабе.
Библиографические ссылки
Базаров Т.Ю. Психологические критерии оценки кандидатов в кадровый резерв // Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения: Сборник материалов Первой Международной научно-практической конференции. М: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 95–99.
Боровиков Ю.С., Волков Ю.В., Долматов О.Ю., Мочалина Т.А. Планирование численности кадрового резерва университета // Известия ТПУ. 2005. Т. 308. № 7. С. 239–242.
Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198–228. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10040
Горлушкина Н.Н., Колесников Ю.Л., Куркин А.В., Щербакова И.Ю., Филиппова Е.А. Автоматизированная система формирования и управления кадровым резервом университета // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2011. № 5(75). C. 139–144.
Демешкин Г.В. Основные аспекты формирования кадрового резерва // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 331. С. 132–134.
Долматов О.Ю., Волков Ю.В., Козлова Н.В., Годымчук А.Ю. Психолого-образовательная программа подготовки кадрового резерва вуза // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 157–159.
Кальмай О.М., Юдина Е.С., Шерина О.А., Латышев А.С. Кадровый резерв как фактор повышения конкурентоспособности современного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1(101). С. 98–108.
Колычев В.Д., Беляева Т.В., Бронникова Ю.А. Опыт формирования кадрового резерва // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 114–120.
Петрова О.В., Буреева Н.Н., Соколовская С.В. Развитие кадрового резерва руководящего состава университета как условие лидерства на глобальном рынке образовательных услуг // Человек и образование. 2019. № 2(59). С. 103–107.
Пугач В.Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. C. 118–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133