Факторы готовности к написанию и защите диссертационных работ

Факторы готовности к написанию и защите диссертационных работ

Авторы

Ключевые слова:

Мотивация к научной деятельности, молодые ученые, исследовательская работа, защита диссертационных работ, диссертация, стимулирование труда работников научного дивизиона

Аннотация

Потребность российской науки в новых идеях и свежем взгляде на сложившиеся теоретические воззрения и технологии обусловила интерес авторов к факторам, влияющим на желание специалистов писать и защищать научные работы на соискание научных степеней. Многими учеными научная деятельность воспринимается как высокая цель и амбициозные задачи, решая которые они не только создают новый научный результат, но также получают интеллектуальное и эстетическое удовольствие. В этом контексте научная деятельность предстает даже не средством достижения цели, а самой целью. Так, высокотехнологичная и наукоемкая атомная отрасль фактом существования способствует не только достижению своей прямой цели — производства электроэнергии, но способствует развитию научного знания, концентрации усилий на прорывных направлениях исследований в различных областях, начиная от материаловедения и заканчивая экологией. В то же время обозначилась тенденция падения интереса со стороны квалифицированных кадров отрасли к написанию и защите диссертаций. Нежелательные последствия такого явления побудили авторов к проведению исследования по выявлению факторов, стимулирующих или тормозящих интерес к научной деятельности сотрудников научного дивизиона отрасли. В ходе обобщения отечественных и зарубежных источников, а также проведения исследования с применением методов математической статистики, опроса и интервью было выявлено, что готовность к защите диссертационных работ субъектов исследовательской деятельности в организациях научного дивизиона Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» представляет собой комплексную систему с разными уровнями, включая личностный, функциональный и предметно-деятельный (профессиональный).

Биографии авторов

Зайцева Татьяна Вячеславовна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой управления персоналом, факультет
государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN код РИНЦ: 6358-5492

zaytv@spa.msu.ru

Суворова Анна Александровна, Госкорпорация по атомной энергии «Росатом»

Эксперт проектного офиса по программе РТТН (МБИР), частное учреждение по обеспечению научного развития
атомной отрасли «Наука и инновации»; советник проектного офиса по управлению тематическим планированием, АО «Наука и инновации», Госкорпорация по атомной энергии «Росатом», Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 3607-2509

AnnaSuvorova@rosatom.ru

Библиографические ссылки

Аблажей А.М. Институт аспирантуры в постсоветский период: сравнительный анализ (часть 1) // Философия образования. 2018. № 4(77). С. 114–126. DOI: 10.15372/PHE20180411

Аблажей А.М. Сравнительная оценка состояния академической аспирантуры (середина 2000-х – конец 2010-х годов) // Сибирский философский журнал. 2021. Т. 19. № 3. С. 55–67. DOI: 10.25205/2541-7517-2021-19-3-55-67

Аблажей А.М. Реформирование академического сектора науки в оценках научного сообщества // ЭКО. 2022. № 8(578). С. 173–192.

DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-8-173-192

Аллахвердян А.Г. Динамика развития российской науки: кадровый и гендерный анализ // Науковедческие исследования. 2018. С. 16–25. DOI: 10.31249/scis/2018.00.02

Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134. DOI: 10.7868/S0132162517090148

Великанов В.В., Трапянок Н.Г. Современная аспирантура: особенности формирования новой генерации ученых (по материалам социологических опросов) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 3. С. 233–236.

Вечканов Г.С. Кадровый научный потенциал: вопросы эффективной подготовки // Экономика образования. 2011. № 2. С. 48–54.

Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198–228.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10040

Грачев Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // ВестникСанкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4(52). С. 172–175.

Довейко А.Б., Стеценко А.И. Аспиранты: мотивации, удовлетворенность, проблемы // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург, 24–25 февраля 2016 года. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2016. С. 307–312.

Долженко Р.А., Карпилянский В.А., Хади Р.А., Диденко А.С. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 122–153. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-122-153

Карпов А.В., Разина Т.В. Половые особенности мотивации научной деятельности преподавателей вузов // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4(26). С. 91–97.

Кельсина А.С. Женщины в науке: российский и региональный аспекты // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 1(37). С. 93–104. DOI: 10.15393/j5.art.2022.7430

Кислова И.В., Михайловский В.Г., Савченко С.Л. Анализ подходов к пониманию готовности к деятельности // Социальные отношения. 2011. № 2(3). С. 11–20.

Лабынцева И.С. Особенности мотивации научной деятельности современных аспирантов // Вопросы педагогики. 2021. № 6–1. С. 210–216.

Лаптева О.И., Корнилова А.Г. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN620.pdf

Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? // Тerra Economicus. 2018. Т. 16. № 4. С. 116–129. DOI: 10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129

Молоканова Е.А. Факторы формирования способности к саморазвитию у студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 180. С. 24-30. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-180-24-30

Никитина Н.Б. Становление и профессионализм психолога // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2(22). С. 70–75.

Новикова И.Ю. Синергетический подход в образовательном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 4(46). С. 61–66. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-61-66

Орехова В.И. Ценностно-нормативный подход к изучению мотивации научно-исследовательской деятельности аспирантов // Среднее профессиональное образование. 2019. № 6. С. 35–38.

Патутина С.Ю. Формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности у студентов вузов // Кадровик. 2021. № 12. С. 117–124.

Пугач В.Ф. Подготовка кадров в аспирантуре России на рубеже XX–XXI веков (статистико-социологический анализ). М.: Федеральный институт развития образования (ФИРО), 2007.

Разина Т.В. Половые особенности мотивации научной деятельности студентов, собирающихся поступать в аспирантуру // Альма Матер: Вестник высшей школы. 2012. № 6. С. 30–35.

Разина Т.В. Динамика мотивации научной деятельности после защиты докторской диссертации // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 20. С. 54–65.

Разина Т.В. Изменения мотивации научной деятельности в контексте стрессовых состояний, вызванных защитой диссертации // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 369–392.

Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Наука в России: социологический анализ. М.: ЦСП, 2006.

Стриханов М., Трубецков Д., Короновский А., Храмов А. Анализ и прогноз изменений научно-педагогического потенциала высшей школы // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 3–17.

Churchill H., Sanders T. Getting Your PhD: An Insiders’ Guide. London: Sage Publications, 2007.

Gill T., Hoppe U. The Business Professional Doctorate as an Informing Channel: A Survey and Analysis // International Journal of Doctoral Studies. 2009. Vol. 4. P. 27–57. DOI: 10.28945/44

Schmidt F.L., Hunter J.E. The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology // Psychological Bulletin. 1998. Vol. 124. Is. 2. P. 262–274. DOI: 10.1037/0033-2909.124.2.262

Stephens N.M., Hamedani M.G., Destin M. Closing the Social-Class Achievement Gap: A Difference-Education Intervention Improves First-Generation Students’ Academic Performance and All Students’ College Transition // Psychological Science. 2014. Vol. 25. Is. 4.

DOI: 10.1177/0956797613518349

Опубликован

30.10.2023

Как цитировать

Факторы готовности к написанию и защите диссертационных работ. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 96, 212-233. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/67

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Факторы готовности к написанию и защите диссертационных работ. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 96, 212-233. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/67

Похожие статьи

321-330 из 350

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...