Совершенствование регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования

Совершенствование регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования

Авторы

  • Кондрашов Павел Евгеньевич МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Майоров Алексей Николаевич РАНХИГС при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-1728-3073

Ключевые слова:

Общее образование, здоровье обучающихся, регламентация учебной нагрузки, перегрузка обучающихся, управление образованием, качество образования

Аннотация

Усилия по регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования предпринимались постоянно как в советской системе образования, так и в современной российской системе. Вместе с тем проблемы перегрузки обучающихся и ее негативные последствия для здоровья значительной части детей по-прежнему остаются предметом постоянной дискуссии и критики и со стороны обучающихся и их родителей, и со стороны педагогов и медицинских работников разного профиля. Результаты исследований и практический опыт дают основания считать, что увеличение учебной нагрузки обучающихся сверх оптимальных значений приводит к многочисленным негативным последствиям учебного (снижение успеваемости, невыполнение домашних заданий, снижение мотивации к обучению) и медицинского характера (распространенность и выраженность нервно-психических и соматических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и ряд других). Несмотря на многолетние усилия, в регулировании учебной нагрузки остается значительное число нерешенных проблем. В первую очередь к ним следует отнести наличие пробелов в нормативной правовой регламентации; низкое качество, дублирование и внутреннюю противоречивость правовых норм, регулирующих объем учебной нагрузки и, как следствие, не обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся; слабое использование педагогических возможностей и методических резервов для снижения учебной нагрузки. В статье представлены результаты анализа законодательства Российской Федерации в части нормативного правового регулирования учебной нагрузки обучающихся, мнений педагогических работников, родителей и обучающихся по проблеме перегрузки обучающихся, даны предложения по совершенствованию процессов регламентации и управления учебной нагрузкой обучающихся, оптимизации условий организации учебной деятельности. 

Биографии авторов

Кондрашов Павел Евгеньевич, МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 4576-8227

kondrashov@spa.msu.ru

Майоров Алексей Николаевич, РАНХИГС при Президенте Российской Федерации

Доктор педагогических наук, заместитель директора Федерального института развития образования, РАНХИГС при Президенте Российской Федерации, Москва; профессор, Институт образования НИУ ВШЭ, Москва, РФ.

SPIN-код РИНЦ: 3509-5003

mayorovan@list.ru

Библиографические ссылки

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Изд-во «Интеллект-Центр», 2005.

Подлиняев О.Л., Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Проблема гигиенической оценки педагогических технологий в общеобразовательной школе в контексте нейродидактики // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 1. С. 63–70.

Хузиханов Ф.В., Мухаметдинова А.А. Изучение медико-биологических, медико-социологических и организационных факторов, влияющих на заболеваемость детей школьного возраста // Казанский медицинский журнал. 2018. Т. 99. № 3. С. 467–471. DOI: 10.17816/KMJ2018-467

Ben-Arieh A., Kaufman N.H., Andrews A.B., George R.M., Lee B.J., Aber L.J. Measuring and Monitoring Children’s Well-Being. Dordrecht: Springer Science & Business Media, 2001. DOI: 10.1007/978-94-017-2229-2

Sen A. Development as Freedom. New Delhi: Oxford University Press, 1999.

Загрузки

Опубликован

30.10.2022

Как цитировать

Совершенствование регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования. (2022). Государственное управление. Электронный вестник, 94, 32-48. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/129

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Совершенствование регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования. (2022). Государственное управление. Электронный вестник, 94, 32-48. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/129

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 31 32 33 34 35 36 

Похожие статьи

1-10 из 124

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...