Организационная поддержка, стимулирующая сотрудников научно-исследовательских организаций к защите диссертационных работ в формате соискательства

Организационная поддержка, стимулирующая сотрудников научно-исследовательских организаций к защите диссертационных работ в формате соискательства

Авторы

Ключевые слова:

Мотивация к научной деятельности, исследовательская работа, соискатель ученой степени, защита диссертационных работ, научная диссертация, научный руководитель, соискательство

Аннотация

С 1 марта 2022 года вступило в силу новое Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Оно стало следствием непрекращающейся работы по формированию полноценной четвертой ступени высшего образования. Это требует серьезных усилий по совершенствованию организационных мер поддержки аспирантов, и не только госорганы, но и организации (в особенности госкорпорации) должны вести свой вклад в увеличение количества и качества защищаемых диссертаций. В последние годы развитие кадрового научного потенциала стало важнейшей частью общей стратегии организаций научного дивизиона Госкорпорации по атомной энергии «Росатом». Концентрация усилий на прорывных направлениях исследований в различных областях высокотехнологичной атомной отрасли означает непрерывный рост научно-исследовательских достижений сотрудников, стимулирование их к написанию и защите диссертаций. Однако такое изменение роли научного знания и технологий требует не только управленческой воли (хотя она, безусловно, необходима), но и решения целого ряда сопутствующих организационных проблем, а также создания базы для подготовки квалифицированных кадров. Основной вопрос, особенно в быстроменяющемся глобальном мире, — в степени уважения к науке как к области профессиональной деятельности в российском обществе. Для повышения эффективности научно-исследовательской деятельности жизненно важно понять, что необходимо делать организациям для повышения заинтересованности своих сотрудников в защитах диссертаций. Излагаемые в статье результаты являются продолжением исследования о факторах готовности к написанию и защите диссертационных работ, проведенного авторами ранее, и направлены на поиск и определение эффективных организационных мероприятий, сосредоточенных на повышении интереса сотрудников научного дивизиона госкорпорации «Росатом» в соискании ученых степеней. Авторами предпринята попытка выявить наиболее действенные меры организационной поддержки, стимулирующие интерес к научной деятельности сотрудников научного дивизиона отрасли, а также причины спада активности в области защиты диссертационных работ.

Биографии авторов

Зайцева Татьяна Вячеславовна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой управления персоналом, факультет
государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

SPIN код РИНЦ: 6358-5492

zaytv@spa.msu.ru

Суворова Анна Александровна, Госкорпорация по атомной энергии «Росатом»

Эксперт проектного офиса по программе РТТН (МБИР), частное учреждение по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации»; советник проектного офиса по управлению тематическим планированием, АО «Наука и
инновации», Госкорпорация по атомной энергии «Росатом», Москва, РФ.

SPIN код РИНЦ: 3607-2509

AnnaSuvorova@rosatom.ru 

Библиографические ссылки

Артюхина А.И., Чижова В.М., Чумаков В.И. Персонализированный подход к педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № S1. DOI: 10.15829/1728-8800-2022-3160

Бабаев Б.Д., Чекмарев В.В., Смольянинова Ю.В. Аспирантура, докторантура, соискательство как институты: общественная востребованность // Экономика образования. 2012. № 2. С. 111–115.

Багдасарьян Н.Г., Балуева Т. В., Крупа О.В. Аспирант и его диссертация: потенциал и риски защиты // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. 2020. № 3. С. 3–18. DOI: 10.37005/2687-0231-2020-0-9-3-18

Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8–9. С. 44–54. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20

Владимиров И.А. Социальный механизм функционирования института аспирантуры в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. № 1. С. 153–160. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-1-153-160

Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198–228. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10040

Голиков А.И., Игнатьев В.П., Николаев П.Н. Пути модернизации аспирантуры в Федеральном университете // Высшее образование сегодня. 2022. № 1–2. С. 18–25. DOI: 10.18137/RNU.HET.22.01-02.P.018

Загвязинский В.И. О социальной значимости и востребованности педагогических исследований // Образование и наука. 2015 № 8(127). С. 4–19. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-4-19

Зайцева Т.В., СувороваА.А. Факторы готовности к написанию и защите диссертационных работ // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 96. С. 198–228. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-96

Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2019. Т. 5. № 3. С. 37–48. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3

Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Роль научного руководителя в научно-образовательной деятельности аспиранта // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2020. Т. 6. № 2. С. 145–158. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-10

Зырянов В.В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 25–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37

Кандыбович С.Л, Разина Т.В. Ситуация неопределенности после защиты диссертации и её воздействие на психологическое здоровье научных сотрудников // Инновационные технологии в фармации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доцента Пешковой В.А. Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 2018. № 5. С. 345–351.

Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 24–36. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36

Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Образовательная составляющая подготовки аспирантов в техническом университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 67–74. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-67-74

Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Партнерство субъектов образовательного процесса в непрерывной научно-исследовательской деятельности аспирантов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10. № 2. С. 6–16.

DOI: 10.14529/ped180201

Мардахаев Л.В. Диссертация и диссертационная деятельность соискателя // ЦИТИСЭ. 2016. № 5(9). URL: http://ma123.su/_ld/3/338_JMH.pdf

Матушанский Г.У., Завада Г.В., Матушанская Ю.Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России.2019. Т. 28. № 8–9. С. 55–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-55-66

Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 74–84.

Москвин В.Н. Перспективы использования интеллектуальной собственности при подготовке кандидатских и магистерских диссертаций по направлению «Землеустройство и кадастры» // Вестник Сибирской государственной геодезической академии. 2015. № 3(31). С. 151–158.

Обжорин А.М. Проблемы популяризации науки в России // Научная периодика: проблемы и решения. 2017. Т. 7. № 2. С. 117–125. DOI: 10.18334/nppir.7.2.37947

Осипов П.Н. Подготовка и защита диссертации: о пользе барьеров // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 105–118. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-105-118

Попова Н.Г., Биричева Е.В. Подготовка молодых учёных в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 208(1). С. 5–14.

Резник С.Д., Чемезов И.С. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. С. 159–168. DOI: 10.17223/15617793/430/22

Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 86–95. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95

Соколов А.Ю. О совершенствовании правового регулирования прикрепления для подготовки диссертации кандидата наук вне аспирантуры // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 4. С. 32–39. DOI: 10.24412/1608-8794-2022-4-32-39

Стратегия и практика достижения высшей квалификации субъектом инновационного труда / под ред. С.И. Пахомова, В.Л. Кубышко, А.Н. Конева. Москва: КТ «Буки-Веди», 2018.

Gatfield T. An Investigation into PhD Supervisory Management Styles: Development of a Dynamic Conceptual Model and Its Managerial Implications // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 27. Is. 3. Р. 311–325. DOI: 10.1080/13600800500283585

Gess-Newsome J., Taylor J., Carlson J., Gardner A.L., Wilson Ch.D., Stuhlsatz M.A.M. Teacher Pedagogical Content Knowledge, Practice, and Student Achievement // International Journal of Science Education. 2019. Vol. 41. Is. 7. P. 944–963. DOI: 10.1080/09500693.2016.1265158

Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L. Doctoral Education in Europe Today: Approaches and Institutional Structures, 2019. URL: https://eua.eu/downloads/publications/online%20eua%20cde%20survey%2016.01.2019.pdf

Murphy N., Bain J.D., Conrad L.M. Orientations to Research Higher Degree Supervision // Higher Education. 2007. Vol. 53. Р. 209–234.

DOI: 10.1007/s10734-005-5608-9

Seagram B.C., Gould J., Pyke W. An Investigation of Gender and Other Variables on Time to Completion of Doctoral Degrees // Research in Higher Education. 1998. Vol. 39. Р. 319–335.

Sinclair M. The Pedagogy of ‘Good’ PhD Supervision: A National Crosshdisciplinary Investigation of PhD Supervision. Canberra: Australian Government, Department of Education, Science and Training, 2004.

Загрузки

Опубликован

19.12.2023

Как цитировать

Организационная поддержка, стимулирующая сотрудников научно-исследовательских организаций к защите диссертационных работ в формате соискательства. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 99, 205-232. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/21

Выпуск

Раздел

Научные статьи

Категории

Как цитировать

Организационная поддержка, стимулирующая сотрудников научно-исследовательских организаций к защите диссертационных работ в формате соискательства. (2023). Государственное управление. Электронный вестник, 99, 205-232. https://spajournal.ru/index.php/spa/article/view/21

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

51-60 из 349

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Loading...