Инновационная цифровая образовательная экосистема как база перехода к Индустрии 4.0
Ключевые слова:
Образовательная экосистема, Индустрия 4.0, университет, инновации, цифровизация образования, инновационная платформаАннотация
В статье рассматривается инновационная цифровая образовательная экосистема как база для формирования основополагающих условий, повышающих конкурентоспособность университетов, организаций и территорий. Социуму предстоит пройти через кардинальные трансформации образовательной парадигмы, в результате чего университеты возьмут на себя решающую роль во внедрении инноваций и коммерциализации научно-технических разработок. В статье также показана роль трансформационных процессов в Индустрии 4.0, которые для своего успешного функционирования требуют реформирования образовательных экосистем в высших учебных заведениях. Экосистемный подход к образованию в перспективе должен стать более эффективным и действенным по сравнению с традиционными иерархическими моделями, которые преимущественно существуют в настоящее время. В статье определены элементы инновационной цифровой образовательной экосистемы и механизмы взаимодействия ее участников между собой. Автором предлагается концептуальная модель экосистемы цифрового образования, которая основывается на базе учебно-производственных кластеров, как универсальной модели взаимодействия сложных нелинейных систем. В качестве основы подобной экосистемы выступает инновационная платформа, которая обеспечивает регулирование множества горизонтальных коммуникаций в виде исследовательских центров, инновационных лабораторий, а также школ стартапов. Исследование проводилось с применением таких методов, как системный подход, компетентностный подход и теория инновационного развития, концепция открытых инноваций, кластерная концепция, концепция национальных инновационных систем, концепции тройной и четверной спирали. В результате исследования сделаны выводы относительно использования инновационной цифровой образовательной экосистемы как универсальной модели для развития цифрового образования.
Библиографические ссылки
Соловьева М.Е., Третьяков А.Л. Формирование инновационного образовательного пространства современной высшей школы // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2018. T. 7. № 3. С. 451–456.
Цяо Л. Исследование цифровой трансформации российских региональных вузов в современных условиях // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 59–66. DOI: 10.26170/po20-03-06
Шевякова А.Л., Петренко Е.С., Уразбеков А.К. Вызовы Индустрии 4.0 системе образования: возможные изменения в формировании компетенций // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 9. С. 2079–2096. DOI: 10.18334/ce.14.9.110825
Яковлева Э.Н., Каменских Н.А. Стратегическая модель инновационной экосистемы университета // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 2. С. 71–77.
Adner R. Ecosystem as Structure: An Actionable Construct for Strategy // Journal of Management. 2017. Vol. 43. Is. 1. P. 39–58. DOI: 10.1177/0149206316678451
Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10. Is. 1. P. 31–42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42
Carayannis E., Campbell D.F.J. TripleHelix, Quadruple Helix and Quintuple Helix and How to Do Knowledge, Innovation and the Environment Relate to Each Other? // International Journal of Social Ecology and Sustainable Development. 2010. Vol. 1. Is. 1. P. 41–69.
DOI: 10.4018/jsesd.2010010105
Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix-University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge-Based Economic Development // EASST Review. 1995. Vol. 14. Is. 1. P. 14–19.
Idin S. An Overview of STEM Education and Industry 4.0 // Research Highlights in STEM Education / ed. by M. Shelley, S.A. Kiray. Ames: ISRES Publishing, 2018. P. 194–208.
Kleiner G.B. Socio-Economic Ecosystems in the Light of the Systems Paradigm // System Analysis in Economics — 2018: Proceedings of the V International research and practice conference–biennale (21–23 November 2018). Moscow: Prometheus publishing house. P. 4–12.
DOI: 10.33278/SAE-2018.eng.004-012
Moor J.F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. 1993. Vol. 71. Is. 3. P. 75–86.
Moor J.F. Business Ecosystems and the View from the Firm // The Antitrust Bulletin. 2006. Vol. 51. Is. 1. P. 31–75.
DOI: 10.1177/0003603X060510010
Porter М. Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Governments, and Institutions // Porter M. On Competition. Boston: HBS Publishing, 2008. P. 213–299.
Quan S.J., Wang Yu.L. Study of the Structure and Characteristics of the Higher Education Ecosystem in Hong Kong // Journal of Higher Education Management. 2017. Is. 11. Is. 06. P. 117–124. DOI: 10.13316/j.cnki.jhem.20171027.017
Society 5.0. A People-centric Super-Smart Society / ed. by Hitachi-UTokyo Laboratory. Tokyo: Springer, 2020.
Singh M.K.M. A Synergized Education 4.0 Ecosystem Sustainably Aligned with Industry 4.0 // University-Industry Collaboration Strategies in the Digital Era / ed. by D. Günay, T. Asunakutlu, O. Yildiz. Hershey: IGI Global, 2021. P. 283–299.