На пути к цифровому туризму
Ключевые слова:
Цифровой туризм, электронный туризм, «умный туризм», направления использования цифровых технологий, меры поддержки, успешные практики, большие данные, искусственный интеллект.Аннотация
В статье раскрываются особенности формирования цифрового туризма в современных российских условиях. Приоритетность развития внутреннего и въездного туризма, необходимость регулирования туристских потоков, важность улучшения качества обслуживания с учетом запросов туристов усиливают актуальность данной проблематики. Цель исследования — проанализировать особенности становления цифрового туризма в России и определить направления его поддержки. В процессе исследования использованы официальные статистические материалы, данные выборочных обследований и наблюдений, сравнительный анализ, метод группировки. Новизна статьи состоит в следующем: показана эволюция трактовок понятий «электронный туризм», «умный туризм», «цифровой туризм», отражающая различные этапы применения цифровых технологий; проанализирован уровень применения цифровых технологий в управлении и организации обслуживания туристскими посредниками и гостиничными предприятиями; выявлены особенности формирования моделей предпринимательской деятельности, базирующиеся на современных цифровых платформах. Рассмотрен также регионально-отраслевой аспект развития цифрового туризма, и выявлены различия в темпах цифровой трансформации в российских регионах. В качестве фактора, замедляющего распространение цифровых технологий, отмечена доля малого и среднего бизнеса, испытывающего трудности в финансировании обновления программного обеспечения, привлечении квалифицированных кадров, что обусловливает необходимость разработки соответствующих мер поддержки. Особое место в статье отведено анализу поддержки на федеральном и региональном уровнях посредством грантов, субсидий, выделяемых на конкурсной основе лучшим практикам цифровой трансформации сферы туризма. Повышению устойчивого развития цифрового туризма будет способствовать использование аналитических сервисов на основе больших данных и искусственного интеллекта по управлению региональными туристскими потоками, разработок «портрета» туриста с учетом его поведенческого профиля, геоаналитики инфраструктуры, что должно содействовать принятию обоснованных управленческих решений, улучшению качества обслуживания туристов.
Библиографические ссылки
Абдель Вахед Э.А.М. Влияние современных технологи на развитие электронного туризма // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 2. С. 4–12. DOI: 10.12737/19717
Аксенов В.А., Носаков И.В., Аксенов С.В. Цифровизация экономики и развитие электронных услуг в сфере туризма и гостеприимства // Гостиничное дело. 2022. № 6. DOI: 10.33920/igt-2-2206-07
Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 3. С. 34–47. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10303
Кононова О.В., Прокудин Д.Е., Смирнова П.В. Технологии изучения контекстного знания при исследованиях основных направлений геймификации в городском развитии // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Вып. 3 (Труды XXII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2019, Санкт-Петербург, 19–22 июня 2019 г. Сборник научных трудов). СПб: Университет ИТМО, 2019. С. 53–66. DOI: 10.17586/2587-8557- 2019-3-53-66
Кононова О.В., Прокудин Д.Е., Тупикина Е.М. Исследование научного и медиа дискурса в сфере «цифрового туризма» // Научный сервис в сети Интернет: труды XXII Всероссийской научной конференции (21–25 сентября 2020 г., онлайн). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2020. С. 424–448. DOI: 10.20948/abrau-2020-47
Куан С., Ай Ш. Исследование развития «умного» туризма в провинции Цзянси в рамках концепции «Интернет+» // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4(46). С. 199–205. DOI: 10.15838/csc/2016.4.46.11
Матвеевская А.С. Цифровые технологии международного туризма: мировой опыт // Россия в глобальном мире. 2022. № 22(45). С. 31–41. DOI: 10.48612/rg/RGW.22.3
Молчанова В.А. Тенденции инновационного развития туристских дестинаций: «умная дестинация» // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9–3. С. 715–720.
Платов А.В., Петраш Е.В., Силаев А.А. Роль смарт-технологий в формировании опыта посетителей устойчивых туристских дестинаций // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022.Т. 8. № 1. С. 12–24. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-2
Gretzel U., Sigala M., Xiang Zh., Koo Ch. Smart Tourism: Foundations and Developments // Electron Markets. 2015. Vol. 25. P. 179–188. DOI: 10.1007/s12525-015-0196-8
Hunter W.C., Chung N., Gretzel U., Koo Ch. Constructivist Research in Smart Tourism // Asia Pacific Journal of Information Systems. 2015. Vol. 25. Is. 1. P. 105–120. DOI: 10.14329/apjis.2015.25.1.105
Khatrii I. Information Technology in Tourism & Hospitality: A Review of Ten Years’ Publication // Journal of Tourism & Hospitality Education. 2019. Vol. 9. P. 74–87. DOI: 10.3126/jthe.v9i0.23682
Suman L., Aruditya J., Swati Sh. Sustainable Development in Tourism Destinations through Smart Cities: A Case of Urban Planning in Jammu City // Enlightening Tourism. A Pathmaking Journal. 2022. Vol. 12. Is. 2. Р. 661–680. DOI: 10.33776/et.v12i2.6911